Чтение в субботу вечером – новое поле боя Холодной войны

Мечта Хрущёва была столь же простой, сколь и амбициозной. Как только развивающийся мир увидит весь экономический потенциал социализма, он отвернётся от капиталистического и колониалистического Запада и примет социализм. Это означало бы окончательную победу государственного планирования и производства над свободным рынком и частным предпринимательством. Как заявил сам Хрущёв во время визита в Индию в 1955-м: "Давайте проверим на практике, чья система лучше… Мы говорим лидерам капиталистических стран: давайте соперничать без войны".
Экономическая помощь СССР странам Третьего мира предлагалась в весьма привлекательной форме. Кредиты Москва предоставляла под сверхнизкие проценты и с долгим периодом возврата, обычно после завершения проекта. Кроме того, долги можно было гасить в местной валюте или даже за счёт "традиционного экспорта" (рис, хлопок, какао и т.д.), что было настоящим благословением для стран, испытывающих нехватку твёрдой валюты. Наконец, СССР никогда не стремился к получению доли прибыли или участию в управлении проектами, построенными с его помощью.
Экономическое наступление СССР приобрело значительную популярность среди стран Третьего мира, до такой степени, что британский Форин-офис в конце 1955-го назвал советские займы "зловещим новым явлением, очень привлекательным для малых стран", которое может представлять даже "более серьёзную опасность, чем поставки вооружений".
Это были серьёзные сдвиги по сравнению с жестким догматизмом сталинской эпохи, который мешал СССР идти на союз с национально-освободительными движениями на том основании, что они имели буржуазный характер. При Хрущёве произошла важнейшая идеологическая "революция": влиятельные советники, такие как Борис Пономарев, глава международного отдела и секретарь ЦК КПСС с 1961-го, теоретизировали возможность антизападного альянса с "националистическими" лидерами новых независимых государств.
Несмотря на то, что такие лидеры, как Насер, Неру и Сукарно, не были марксистами-ленинцами, они решительно выступали против империализма Запада и с одобрением относились к обществу, основанному на закрытой экономике, в значительной степени контролируемой государством – то есть тем социально-экономическим реформам, которые поощрялись СССР. Следуя этой модели, как верил Пономарев, "национальные демократии" стран Третьего мира в итоге придут к социализму, как его описывала Москва.
Освободившись от сталинской ограниченной интерпретации марксизма-ленинизма и подкреплённый своими экономическими и технологическими достижениями, СССР был готов к дебюту в Африке.