
Чтение под ёлкой: история одного гопника. Святочная история

Впрочем, я ушел далеко в сторону. Возвращаюсь к Акунину. Так вот: очередной том его "Истории государства" в ожидаемый срок не вышел. Вероятно, не в последнюю очередь из-за ковида, которым Акунин переболел еще в первую волну. Поэтому для меня 2020-й окончился параллельным чтением "Все свободны" Зыгаря, "Говорит и показывает Россия" Островского, "Почему одни страны богатые, а другие бедные" Аджемоглу и Робинса (тут как раз подоспело ее переиздание, что характерно, уже без предисловия Чубайса, который давно молчит в свою золотую тряпочку).
Это все безумно интересное чтение, и рецензии, включая видео, я на него сделаю, - но все же это не вполне новогоднее, и тем более не рождественское, не святочное чтение. На святки всегда ведь нужна история про шел-по-улице-малютку, который посинел-и-весь-дрожал, но потом все-было-хорошо. И мне такая история как раз попалась - и аккурат прошлым декабрем. Это история о том, как американский гопничек пробивается в верхи общества. То есть, формально, по внешней канве, это история Прилепина, но по внутренней - прямо противоположная история Прилепина. Потому что у американского гопничка по имени Джея Ди Вэнса - внутренний подъем, а у Прилепина - глубочайшая нравственная деградация.
Рецензия была опубликована в "Деловом Петербурге", ниже перепощиваю.
ПРО АНАТОМИЮ ГОПОТЫ
Джей Ди Вэнс. Элегия хиллбилли. История жизни одной семьи в условиях кризиса - М.: Бомбора, 2020.

Эта книга попала в мой список случайно. И втянула в себя, и затянула – как в водоворот. Труман Капоте – тот самый, который написал «Завтрак у Тиффани», но который был и выдающимся мастером нон-фикшн, - вот он в своем документальном «Хладнокровном убийстве» умел так же водоворотно и затягивающе описывать жизнь Америки со всем ее укладом и бытом.
Хиллбилли, то есть «Билли с холма», - это рабочие ирландского и шотландского происхождения из американского Ржавого пояса, живущие в каком-нибудь Мидлтауне в Огайо, моногородке и монодыре, в которую люди сползают вместе с некогда процветающим, а теперь загнивающим промышленным гигантом. В общем, это саньки и ваньки с Пырловки, быдло, белая гопота, не взрослеющая до старости, бьющая в морду за один намек на оскорбление, садящаяся на наркоту и приносящая в подоле еще в подростках, порой неплохо зарабатывающая, но тратящая (на глупости) в разы больше, а оттого торчащая не только на героине, но и на микрокредитах. Такие вполне себе герои Прилепина. Но разница между Прилепиным и Вэнсом в том, что Прилепин своей гопотой любуются и во всем оправдывает, а Вэнс ее любит, но не прощает ни одной из мерзостей никому – даже собственной матери.
Сам Джей Ди Вэнс (чуть было не написал «главный герой», что тоже верно, но книга – не вымысел, а чистейший и честнейший нон-фикшн) – это парень, который из всего этого сумел выкарабкаться,осуществив американскую мечту. Нет, я готов допустить, что Санёк из райцентра в русском Красном поясе после школы тоже пойдет контрактником в спецназ (а Вэнс завербовался на 4 года в морпехи и служил в Ираке), и даже готов, хмыкнув, поверить, что каким-то образом после армии поступит на юрфак «вышки» (Вэнс поступил на юрфак Йеля, который, кстати, взял на себя почти всю стоимость учебы: это около 200,000 долларов). Но поверить, что Санёк напишет про все это честную и совершенно блестящую литературно книгу – извините, никак. Прилепин не написал. Может быть, потому, что не окончил ни «вышки», ни Йеля.
В России «Элегию хиллбилли» продвигают как историю успеха и, соответственно, бизнес-мотиватор. Мальчик из дыры, с дедом-алкоголиком, с бабкой-психопаткой, с отсутствующим отцом и матерью-шалавой (однажды она в ярости чуть не разбила себя и ребенка на автостраде), несмотря ни на что, поднимается в ап-миддлы. Отличная работа, безумная зарплата, дом, любимая жена, две собаки. Ну да, это тоже есть. Но на любой истории современного успеха следует писать: «они выиграли в лотерею». Мы живем тогда, когда талант и трудолюбие все еще являются необходимыми условиями успеха, но больше не являются достаточными. В лотерею невозможно научиться выигрывать, сколько биографий выигравших ни читай.
Поэтому главное в «Элегии хиллбилли» - Америка. Как устроена ее глубинка. Та, где голь перекатная ограбит магазин, но меньше 300 долларов на подарок малышу на Рождество не потратит (в отличие от богачей). Где морпехов в обязательном порядке учат организации личных финансов, включая страхование, кредиты и инвестиции. Где наличие любящих, хотя и абсолютно безумных бабки с дедом является важным жизненным преимуществом, потому что родители все равно будут в запое или в загуле. Где тоннами жрут фастфуд, практикуют кровную месть, доят государство и великолепно пренебрегают своими и чужими жизнями.
За последние двадцать лет Россия начисто разучилась читать про устройство других жизней. Национальная спесь – типичная для нуворишей – превратила Запад для русских либо в магазин, либо в пляж, хотя разумнее было бы глядеть на Запад либо как на учебный класс, либо хотя бы как на окно и дверь в большой мир.
Но зимними вечерами эту книжку, где чуть не на первой странице стоит бабушка с заряженным ружьем, готовая влепить полный заряд меж глаз любому, кто скверно отозвался о ее любимом внуке, - я бы на вашем месте читал.
|
</> |
