
Читающие дошколята

У меня сейчас есть уникальная возможность понаблюдать за ребёнком, который стал читать почти в 5 лет и якобы научился этому сам. Речь о друге моего сына. Мальчик, конечно, немец - у него нет билингвальных проблем, про которые "эксперты" любят говорить, что детям всё равно, один там язык в семье или 10 - замедленного продвижения в письме и чтении не должно наблюдаться. Спрашивается в задачнике, почему тогда взрослым, не обременённым какими-то обширными знаниями, не всё равно?
Я провела небольшой эксперимент и дала Финну очень сложную книгу про динозавров с кучей латинских названий и мудрёных жизнеописаний, написанных довольно мелким для детей шрифтом. Ребёнок довольно бегло для 5-ти летки прочитал вслух текст и пояснил моему ребёнку, что к чему ...
Поговорила вчера с папой Финна: хотела узнать, по какой методике они учили сына читать. Тот признался, что они с женой не особенные фанаты чтения и специально не учили свою детку читать. Ну т.е. у него были буквы и цифры в форме карточек, которые они ему когда-то пояснили, но читать он начал буквально за завтраком, пытаясь прочесть название шоколадной помадки на банке: "Nutella".
Позже вечером меня осенило! Я вдруг поняла, что у меня принципиально неправильный подход, т.е. неправильные ожидания о темпах и этапах детского развития. Мне казалось, что способность читать и писать - это такая же способность, как взять стакан с соком со стола и выпить его залпом, стоит лишь объяснить механизмы того, как это работает. Т.е. это всем дано.
На самом же деле способность к чтению и запоминанию последовательности символов - это талант!
Например, мой ребёнок, который почти на 2 года младше Финна, знает все марки машин, умеет прекрасно рисовать для своего возраста, имеет хорошую память, в том числе и художественную, понимает, изображая какие-то технические штуки, для чего нужны те или иные запчасти. Ему достаточно показать один раз как заводится машинка или ракета, чтобы он запомнил механизм работы, он умеет выстраивать логические цепочки вроде тех: если мама сейчас будет злиться, мне не включат телевизор, я не увижу свой любимый мультфильм и не смогу рассказать его друзьям в садике. Мой ребёнок знает все цифры и буквы, но, казалось бы, вполне себе логичное сочетание букв запомнить не может, не говоря уже о том, чтобы начать самостоятельно прочитывать слова.
Финн не умеет рисовать - точнее умеет, но достаточно беспомощно, не умеет запоминать работу механизмов и много ещё чего другого, что умеет мой сын уже сейчас. Но именно в возрасте моего ребёнка Финн, сын двух не читающих родителей, проявил свой талант к чтению, свой интерес к нему.
Я конечно расстроилась, что у моего ребёнка - сына двух читающих родителей - нет такого таланта. Но ведь меня не расстраивает, что он не обладает идеальным слухом или не умеет закладывать ногу за ухо? Когда понимаешь, что чтение - это такой же талант и призвание, как и многие другие способности, многое становится на свои места.
Заодно поняла, почему порой довольно мудрые, умные люди признаются, что не любят читать, а делают это лишь потому, что должны.

|
</> |