Читаю Е.Н.Панова

топ 100 блогов mskolov12.11.2023 /я когда-то уже в коммах приводил его/

Сперва по рец. А. Г. Козинцева:

"крупнейший российский этолог, внесший огромный вклад в изучение поведения позвоночных и в сравнительный анализ коммуникации животных и человека"

"патриарх российской зоологии и этологии, пользующийся громадным авторитетом, специалист по систематике и поведению птиц и рептилий, а также по общим проблемам коммуникации"

"Именно усилиями Панова этология превратилась в СССР в полноправную дисциплину. Этому способствовали не только его собственные труды, но и его переводы книг К. Лоренца и Н. Тинбергена"

"перед нами книга Панова, посвященная специально человеку. В отличие от прежних книг — только человеку, а не сравнению его с животными"

"сумма всего, к чему Панов пришел, размышляя о людях. Это, строго говоря, не научный труд, а глубоко личное произведение, менее всего академичное по тону и в высшей степени пристрастное. Судя по всему, оно напечатано в авторской редакции"

"Между введением и финалом — десять глав, посвященных истории первобытного общества от его происхождения до возникновения государства"

"Мы можем соглашаться или не соглашаться, скажем, с Лоренцом, уподобляющим человека животным. Но даже если большая часть написанного им неверна, нельзя отрицать, что он по крайней мере пытается (удачно или нет — другой вопрос) судить о человеке с точки зрения зоолога и притом нобелевского лауреата."

"Да, эта точка зрения может совпадать с точкой зрения «среднего буржуа», как выразился Фромм, так ведь и Дарвина упрекали в перенесении капиталистических отношений в природу. Факты то и дело подталкивают биологов к антропоморфизму, и (нельзя не согласиться с автором) зачастую это изрядно раздражает" /М.С. Я здесь Симард вспомнил, к выделенному https://mskolov.livejournal.com/389667.html + ха-ха, там в примечании К. как раз отвергает: «Окружающие деревья не дают пню погибнуть, возможно, в обмен [! — А.К.] на доступ к его разветвленной корневой системе». Короче, Дарвину как и Марксу не везет с последователями - возводят их учения в догму

"любые попытки подходить к социальным явлениям с биологическими мерками он отвергает, делая исключение лишь для ранней стадии социогенеза"

"Автор не согласен с Р. Рэнгемом (которого он именует «Реем») в том, что агрессивность и воинственность якобы у нас в крови. Да, эти черты присущи обыкновенным шимпанзе, зато карликовые шимпанзе (бонобо), родство которых с человеком в точности такое же, являют собой пример миролюбия. Столь же резкий контраст заметен в половом поведении этих видов: у бонобо, в отличие от обыкновенных шимпанзе, наблюдается самый настоящий матриархат, который многие этнографы до недавнего времени считали кабинетной выдумкой Бахофена и Энгельса (гони кабинетную науку в дверь — она влетит в окно)" #матриархат /М.С. Однако, ребята, насчет насилия вы явно не правы - см. The phylogenetic roots of human lethal violence. Апд. - Козинцев там ее ниже упомянет, однако/

"В главах 7-10 приведены многочисленные сведения о социальной организации охотников-собирателей, а затем и племенных групп с производящим хозяйством." /М.С. Со стр. 327

"«Все то очень многое, что известно из этнографической литературы, заставляет категорически отказаться от мысли, что отсутствие мира между общинами обусловлено некой пресловутой "агрессивностью" человека как биологического вида» (С. 484). И здесь мои симпатии, как и прежде, на стороне Панова."

"Глава 11 «Неравенство, власть, государство» и эпилог касаются современности. Они написаны в откровенно публицистическом стиле, близком к риторике «Новой газеты», «Эха Москвы» или «Дождя»."

М.С. Нет, на самом деле, г-н Козинцев скорее порадовал рецензией.

Книга же Панова есть на его сайте. Итак, начиная с гл. 7.

* Например, в Австралии к концу XVIII в. существовало свыше 700 «племен», из которых к настоящему времени сохранилось от 200 до 500. Эти расхождения в двух цифрах обусловлены
разногласиями между учеными в том плане, что именно считать самостоятельным языком, а что — разными диалектами одного и того же языка.

* Так, на одном лишь острове Новая Гвинея науке известно сейчас около 750
этносов и микроэтносов, из общего числа которых только четыре включают в
себя более 100 тысяч человек каждый, а численность примерно 700 других составляет в среднем из полторы тысячи. Языковые различия между микроэтносами, населяющими даже соседние деревни, сплошь и рядом весьма велики.
Как писал Н.Н. Миклухо-Маклай в 1870-х гг., он постоянно нуждался в переводчиках, посещая деревни в радиусе до 20–30 км от своей резиденции на Берегу Маклая, не говоря уже об экскурсиях в более удаленные деревни

* Вот что не далее как в 1976 г. писал по
этому поводу знаток индейских культур, чешский этнограф Мирослав Стингл
(1989) о районе, включающем в себя бассейн р. Амазонка и обширнейшую холмистую территорию Мату-Гроссу в Бразилии. «Племена, населяющие джунгли,
саванны и холмы этой части Южной Америки, никому никогда не пересчитать.
Даже многие из до сих пор живущих племен остаются неизвестными, анонимными под покровом бразильских джунглей и не подозревают, что их землю, их
часть света посетили и покорили люди с иным цветом кожи. Мир этих племен
внутриматериковой Бразилии кончается у границ их деревни. Что находится
дальше, никто из них не знает»1.

* Например, южноамериканские индейцы намбиквара со сменой сухого
сезона с приходом периода дождей переходят от охоты и собирательства к возделыванию сельскохозяйственных культур. Именно такие различия между этносами в сфере их экономики определяют в значительной степени характерные
особенности социальной организации каждого из них.

Мало кто сомневается в том, что на заре становления человечества популяции гоминид слагались из частично автономных малых групп, которые вели
образ жизни современных охотников-собирателей.

* Австралия — это единственный континент, который до европейской его колонизации всецело принадлежал местным племенам

** Среди питьянтьяра известны случаи гибели семейных групп от голода или жажды /в наиболее жестких условиях среды и
вынужденные изо дня в день сопротивляться враждебному окружению всеми
доступными средствами/

** универсальный свод правил морально-этического и поведенческого
кодекса аборигенов, завещанного им пращурами и соблюдаемого в точности и неукоснительно

** взрослые мужчины несут строгую ответственность за соблюдение традиций, предписывающих подержание status quo на земле предков. /М.С. Очевидно, как наиболее сильные/

** Важным моментом в жизненном
укладе питьянтьяра были периодические собрания-фестивали.
Цель собраний состояла в отправлении важнейших культовых обрядов.
«Суть ритуалов, — пишет Казанков, — состояла в инсценировании событий
из мифического прошлого — так называемого “времени сновидений” (тьюкуррпа). Тогда мифические тотемные предки — прародители тотемных родов странствовали по земле, общаясь друг с другом и создавая элементы современного
ландшафта: холмы и скальные останцы, источники, валуны, сухие русла, рощи
деревьев и т.п. Воспроизводя “в лицах” эти древние события, аборигены обеспечивали, по их мнению, нормальный круговорот вещей в природе: обильные
дожди, размножение животных и растений, стабильность родственных связей
и так далее. Легенды о странствиях тьюкуррпа содержали также обширную информацию обо всех важных для аборигенов источниках пищи и воды, равно как
и о материалах для изготовления орудий. В критических ситуациях (например,
во время длительных переходов в периоды засух) эпизоды из легенд становились порой руководством к выживанию» (Казанков 2002: 98)

** В тех случаях, когда аборигены оказывались на территориях чужих локальных групп вне ситуации племенных праздников, они должны были получать
разрешение на использование местных ресурсов у хозяев

Мужчины не покидали стоянки, не вооружившись связкой копий. Странствующие группы не заходили в те места, где не имели родственников. Приближаясь к границам племенных территорий и завидев дым на горизонте,
семейные группы аборигенов уходили назад, опасаясь возможной встречи с
враждебными незнакомцами. Лагеря же располагались обычно на гребнях дюн,
чтобы избежать внезапных нападений.

Вместе с тем, этнографы не отрицали, что аборигенам далеко не всегда удавалось избежать межобщинных столкновений. Как пишет Казанков, это обстоятельство могло бы опровергнуть тезис об их гибкой территориальности. «Однако, — продолжает он, — следует сразу отметить, что нам не удалось найти
в этнографической литературе ни одного прямого указания, а тем более описания, хотя бы единственного случая убийства аборигена аборигеном в доконтактные времена», то есть в периоды до прихода европейцев (там же: 105

Нельзя не упомянуть о явлении институализация агрессии в обществе питьянтьяра, как и у всех прочих австралийских племен. Существовала у этого
этноса также общеавстралийская практика ритуализованных поединков между взрослыми мужчинами с нанесением травм копьем в бедра обидчика. «В
источнике 1889 года, — пишет Казанков, — белые путешественники указывали, что на одном из сборищ аборигенов питьянтьяра “...испытывали очевидные трудности в поддержании социального мира, и многие мужчины были покрыты шрамами”.

В целом, можно заключить, что уровень межобщинной конфликтности в
Западной пустыне до прихода колонизаторов был весьма низким. Этнографы
писали, что аборигены здесь не воинственны. Известный авторитет в области
австралийской полевой этнографии Р. Берндт специально указывал, что «…в
центральной Австралии постоянная межплеменная вражда отсутствовала». О
том же смотри в приведенной выше цитате из работы Штрелова.

/До стр. 340 дочитал

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
1. Погода хорошая. Солнечно. Вместо сиесты после обеда прогулялся по La Défense. Сегодня фотографировал отражени небоскребов в небоскребах. ...
здравствуйте, поделитесь, пожалуйста, секретами, как навязать ребёнку головной убор без вреда для здоровья обоих ввиду нынешних жарких погод напяливаю человеку кепку, которую он тут же срывает эта музыка будет вечной это может продолжаться всю прогулку, проверено как? КАК вы уговариваете ...
А какую музыку слушаете, сознавайтесь!! ...
3 августа 1922 года на радио Нью-Йорка с помощью двух кусков дерева изобразили хлопающую дверь. Отметим эту дату в рубрике #юбилеилета марафона #летовместе - ведь и среди ...
Этот замечательный снимок Феликс Бонфилс сделал в 1867 году на раскопках в Пальмире. На нем надгробные скульптуры, типичные для Пальмиры I-III веков н.э. и для всего Древнего Рима, особенно при императоре Траяне. Желающие могут классифицировать их с помощью этой прекрасной статьи ...