Читаю дневники свт. Николая Японского
mitr — 08.08.2010Очень нравятся, хотя он просто описывает жизнь день за днем. Поначалу особенно здорово, когда он полон энтузиазма. А дальше он все более проникается ощущением безнадежия, отсутствия будущего как в Японии, так и в России, хотя дело проповеди именно тогда шло великолепно: он был единственный русский миссионер, а обращались тысячи (у протестантов и католиков были десятки и стони миссионеров, но обращались единицы).
Впечатляет то, как он начал свое служение. По дороге в Японию он мечтал, как здорово пойдет дело, как японцы ждут его, чтобы принять православие. Но по приезде оказалось, что служить он может только в посольстве для горстки русских, которые при этом не очень интересовались церковью. Японцам проповедовать нельзя по закону, христианство в Японии запрещено. На о.Николая нападает уныние, он думает, что вообще зря ввязался в это дело, и поездка в Японию не нужна, и монашество он принял напрасно, и вообще всё плохо.
Но что он делает в эти годы, с 1861 до 1868? Он каждый день встает в 5 утра, молится и по 14 часов в день изучает японский язык и японскую культуру. Это при том, что надежды нет, за христианство в Японии возможна даже смертная казнь.
Потом он обратил самурая-жреца, который поначалу хотел его убить, это известная история. Самурай очень проникся и хотел читать Евангелие, а он был жрецом в языческом храме. И он поступал так: совершал службу (бил в барабан), а сам в это время читал Евангелие вместо языческого служебника. Этот жрец привел двух своих друзей-врачей, в 1868 году они покрестились и самурай был арестован, но тут неожиданно сменилась власть, христианство в Японии разрешили, дело двинулось...
Всю жизнь Вл.Николай мечтал, чтобы в Японии появился еще один миссионер из России, а он не появлялся, хотя он многих брал и пытался приспособить. При этом когда в 1896 свои услуги предложил о.Сергий Страгордский, Вл.Николай его забраковал с таким отзывом: «терпения и благодушия не обещают, а без них сюда нельзя».
Есть еще момент в дневнике, когда к нему в 1900 году приходит английский епископ с проектом от методистского епископа: перед наступающим новым столетьем «соединить всех миссионеров» в молитве об объединении церквей. Тут я внутренне напряглась, ведь время было такое, когда экуменизм только начинался и это считалось почти нормальным. И Вл.Николай начал отвечать ему, что да, дело очень хорошее, идея прекрасная. Но дальше объясняет, что это невозможно, потому что «между нами пропасть, а заградить ее — ваше дело, а не наше». И добавляет: «Пусть ваши церковные обычаи (например, музыка при Богослужении), пусть все второстепенное останется у вас по-вашему, но догматы должны остаться неизменными, а в этом отношении — вам исправляться, а не нам». И далее предлагает англиканскому епископу неплохой план по конвертации Англии, первый шаг которого направлен на то, чтобы англичане получше узнали православие. Не поддался, короче говоря.
Ну и напоследок просто маленькая актуальная выписка из дневника:
21 июня (3 июля) 1885
«Если бы предстояло претерпеть за Христа 3 секунды невообразимо лютых мучений, разве не согласился бы (разумеется, испрося помощи Самого Христа)? А если бы эти мучения разбавлены были на 3 минуты, причем лютость их соразмерно уменьшилась бы, будто отказался бы? Если бы разбавлены были мучения на 3 часа, разве бежал бы? Если бы на 3 дня, — на 3 месяца, на 3 года, на 30 лет, причем в той же соразмерности убавляема была бы и мучительность их, так что 30-летнее мучение было бы просто то, что называется трудностями житейскими, — разве отрекся бы Христа? — Вот же, однако, отрекаюсь! От многих трудностей отрекаюсь! От повреждения своих страстей, от труда изучения письменного японского языка, от сочинения апологет.статей, от писем окруж. и проч. Помоги же, Боже! Избави от Петрова отречения!»
|
</> |