![](/media/images/top/preview/img-fotkiyandexruget9827871968603b0_b14d1_5acf0699_XL.jpg)
Чистка обуви
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Статья 9. Наряду с социалистической системой хозяйства,
являющейся господствующей формой хозяйства в СССР, допускается
законом мелкое частное хозяйство единоличных крестьян и кустарей,
основанное на личном труде и исключающее эксплуатацию чужого
труда.
Конституция СССР 1977 г.
Статья 17. В СССР в соответствии с законом допускаются
индивидуальная трудовая деятельность в сфере кустарно-ремесленных
промыслов, сельского хозяйства, бытового обслуживания населения,
а также другие виды деятельности, основанные исключительно на
личном труде граждан и членов их семей. Государство регулирует
индивидуальную трудовую деятельность, обеспечивая ее
использование в интересах общества.
На основании указанных статей советских конституций действовали в основном артели инвалидов и... айсоры. В Москве айсоры (они же ассирийцы) появились в конце 1910-х - начале 1920-х годов. В связи с серьёзными гонениями на территории Турции, они стали переселяться, в том числе, и на территорию советской России. В Москве они начали заниматься чисткой обуви и со временем это стало их монополией. Москвичи, как правило, называли их "армяшками", но армян среди них не было.
![Чистка обуви Чистка обуви](http://img-fotki.yandex.ru/get/9827/87196860.3b/0_b14d1_5acf0699_XL.jpg)
Фото 1980-х гг. Петровка, возле дома № 3.
![Чистка обуви Чистка обуви](http://img-fotki.yandex.ru/get/9492/87196860.3b/0_b14d2_c308fa8f_XL.jpg)
Фото кон.1980-х гг. И. Нагайцева. Та же палатка.
![Чистка обуви Чистка обуви](http://img-fotki.yandex.ru/get/9827/87196860.3b/0_b14d5_b7889a3b_XL.jpg)
Фото 1947 г. Р. Капа. Угол Рождественки и Пушечной улицы.
Гуталин изготавливали сами. Для этого печную сажу смешивали с яйцом и пивом. При этом сажа должна быть как можно более мелкой, иначе чистильщик рисковал поцарапать ботинки. Крем для обуви у каждой семьи был своим собственным, секретным. Его цвет подбирали в зависимости от цвета ботинка. Тайны ремесла передавались из поколения в поколение и посторонним не выдавались. Зато алгоритм чистки везде был одинаков: первым делом щеткой наподобие одежной смахивалась пыль. Потом в ботинок вокруг ноги вставляли картонки, чтобы ненароком не испачкать носки. На обувь наносили крем. При необходимости, чтобы подобрать нужный оттенок, смешивали несколько разных кремов. Этот состав втирали в обувь другой щеткой. А спустя несколько минут уже третьей полировали. Окончательный блеск наводился бархоткой. К таким ботинкам пыль не приставала несколько дней!Отсюда.
Но это, конечно, в 1920-е, 1930-е годы. В 70-е гуталин был уже фабричный.
![Чистка обуви Чистка обуви](http://img-fotki.yandex.ru/get/9827/87196860.3b/0_b14d3_c7e1613a_XL.jpg)
Фото 1981 г. В. Царина. Там же. Но палатка уже нового образца.
![Чистка обуви Чистка обуви](http://img-fotki.yandex.ru/get/9744/87196860.3b/0_b14d4_247848d9_XL.jpg)
Фото 1980 г. В. В. Милосердова. Вон, под вывеской "Снежинка" (это химчистка была) видна палатка "Чистка обуви".
Марк Луцкий
Воспоминание о чистильщиках обуви
Вы помните – шустры и споры,
С глубокой древностью в очах
Чистильщики сапог – айсоры
Сидели в будках на углах?
Их руки действовали хитро,
Шло колдовство во всей красе!
А кремов пестрая палитра
В коробках из-под монпасье!
А взмахи полукруглой щеткой!
А отблеск зайчиков-зеркал,
Когда малиновой бархоткой
Чистильщик башмаки ласкал!
Который ярче? Ну, который?
Как будто свет шел от земли!
Куда девались вы, айсоры?
Ужель в Ассирию ушли?
Многие из них до сих пор на своих местах стоят и работают.
Про одного из таких чистильщиков писала одна из центральных советских газет. У него эта заметка в рамке в палатке висела. Сам видел и разговаривал с ним, но теперь не могу вспомнить, где его палатка стояла? На Тверском бульваре? Может кто помнит?
UPD: Юрий Рост писал. Вот его снимок:
![Чистка обуви Чистка обуви](http://img-fotki.yandex.ru/get/9828/87196860.3c/0_b14df_5f51ece5_L.jpg)
Фото Ю. Роста "Дядя Миша".
Цели показать все подобные палатки в Москве у меня не было, их слишком много:)
|
</> |