Чистейшей классики хрустальный образец. «Идиот», Пермский Театр «У Моста», реж.

Мне везет на Достоевского в этом сезоне – в прямом, буквальном смысле, быть может, я, наконец, для него «созрела»? Из четырех гастрольных спектаклей, которые Пермский «У Моста» привез в Москву, выбор пал на «Идиота». И я была безмерно рада вновь попасть под магию Сергея Павловича Федотова. Как всегда перед спектаклем, он выходит на сцену в неизменной кожаной куртке – и мгновенно втягивает в свое силовое поле.

Его Пермский театр «У Моста» – уникальный феномен, единственный «мистический» театр в стране. С актерами он работает по принципу «мягко стелет, но жестко спрашивает» по особой системе сочетания школ Михаила Чехова, Ежи Гротовского и эстетики Антонена Арто, добиваясь полной идентичности с персонажами, которых они играют, и временем, в котором они живут. Это путь постоянных репетиций, растворения собственных границ, абсолютного слияния с той литературной бездной, что открывает произведение-основа. Обратите внимание – актеры у Федотова выходят на сцену всегда «горячими», разогретыми. «Вход» в любой его спектакль моментальный, без раскачки.
Выбор «Идиота» Достоевского неслучаен. Писатель глубоко мистичен, а задача Федотова-режиссера-мистика вытащить на свет божий то, что сокрыто им в бездонных психологических колодцах души человеческой. Недаром Достоевского, можно назвать, главным представителем неофрейдизма в России.
О чем собственно роман? А ведь не перескажешь ни в двух, ни в трех словах. Одно цепляет другое, подтягивает третье и так бесконечно по кругу. О страданиях – да, о любви – да, о низменности и высоте человеческой природы – тоже несомненно.
Как подступиться, с какой стороны подойти? И здесь – опять работает магия Федотова. Чуть более двух часов, пролетающих как одно мгновение, и на сцене предстает чистейшей классики хрустальный образец.
Первая сцена уже шок – как? Встреча князя Мышкина, возвращающегося из швейцарской лечебницы, и купцом Рогожиным, унаследовавшем капиталы папаши, происходит в вагоне - но не внутри! Зритель наблюдает за героями снаружи. Это видеопроекция с характерным звуковым шумом движущегося поезда, что в первые мгновения неочевидно и создает ощущение почти тактильного присутствия. И дальше спектакль несется, как этот поезд, набирая скорость и мощь.


Действие романа рассыпано по разным локациям, герои мечутся по Петербургу. У Федотова же на глазах происходит магическое расширение пространства, будто на Садовой, 302-бис. Перегородки то возникают, то растворяются. Вот вы в кабинете генерала Епанчина, мгновение – и вы уже в его гостиной за чайным столом, а еще миг – и вы в скромной квартире Иволгиных, потом в гостях у Настасьи Филипповны, в мрачном доме Рогожина... Сценография объемна, как в 3D.
Лев Орешкин играет князя Мышкина. Этого актера я вижу впервые, но как замечательно его психофизика ложится на образ добрейшего, чистого, по-детски открытому миру, но больного душой князя. Носителя дистиллированной очищенной от гендера любви – любви-жалости. «Князь как дитя, с ним можно в жмурки играть», - говорит про него генерал Епанчин. Его, как всегда, великолепно сыграл Илья Бабошин, подарив барственный голос и точно пойманный типаж.



И, также, как всегда блистательно Владимир Ильин играет Рогожина. Он есть животная страсть и ревность. Пляшет в пьяном угаре в овчинной дохе, проматывает миллионы наследства, кидает пачку денег к ногам Настасьи Филипповны. Эту роль как по нотам разыграла Алена Хорошая. Роковая красавица с надломанной душой темным прошлым – любит ли она Мышкина. Что для нее любовь? Ведь именно она разрушительной властью своей красоты и надрывом сводит с ума и князя, и Рогожина.




Отметила для себя Алену Войтенко в роли жены генерала Елизаветы Прокофьевны Епанчиной. Актриса создала настолько душевный, теплый, узнаваемый образ генеральши, что казалось, знаешь ее много лет. Очень располагающая к себе игра. А вот чувства Аглаи Епанчиной (Милена Хмылова) к Мышкину остались для меня загадкой (возможно, так и задумано?). То ли это порыв чистой души, разглядевшей родственную светлую половинку, то ли каприз избалованной барышни?




Сергей Павлович Федотов – не просто режиссер. Его умение
вытащить из актеров невероятную психологическую и физическую
отдачу, его безупречное чувство ритма, работа со сценическим
пространством, его уважительная любовь и режиссерская уверенность
мага в работе с классикой – все это делает каждый его спектакль
событием.
После федотовского «Идиота», не покидает ощущение, что ты не просто
посмотрел спектакль, а прожил вместе с актерами мощное, красивое,
дышащее подлинными страстями и бьющими нервическими токами
действо.
фото мои
Пермский театр «У Моста»
Москва Люблю
Продюсерский центр «Театромания»
|
</> |