Исходя из своих наблюдений, я заметил, что
жесткий чиноприем (разумею перекрещивание «обливанцев») не всегда
играет положительную роль (если даже не в большинстве случаев).
Казалось бы, напротив, крещающийся человек должен понимать, что он
присоединяется к Церкви через этот чин, что прибавляет особой
осознанности при вхождении в купель. Однако на практике это не
всегда так. Во-первых, для некоторых лишний раз покреститься – это
обычное дело (знаю таких, кто это делал по 3-5 раз). Во-вторых,
такой чин не дает автоматом осознанность (бывает такое, что и после
этого человек легко уходит куда-нибудь еще). В-третьих, такой
чиноприем часто ломает сознание человека, когда всю свою прежнюю
жизнь в вере (пускай, в ереси или же расколе, не суть) отвергает и
считает «яко не бывшей». В подобных случаях могут возникать такие
перегибы как то, что «я вообще и не в Христа верил» и т.д. То есть
фактически тот обет, который человек давал при крещении (пускай,
это происходило вне Церкви), он попирает. Я считаю такой подход к
собственному крещению отрицательным и даже сектантским.
Про перекрещивание погруженных я и не говорю, поскольку это вовсе
идет вразрез со всеми возможными каноническими постановлениями.
При этом решение вопроса о перекрещивании облитых для меня вовсе
затруднительно. С одной стороны – неправильная форма (ведь должен
быть символ погребения в крещении), с другой – обет, который
давался Богу и какое-никакое обливание во имя Св. Троицы.
Признаюсь, даже есть некоторые сомнения по поводу обязательного
перекрещивания облитых, хотя бы потому, что:
- крестили обливанцев при приеме в Церковь с 1620-1666 в Русской
Церкви и с 1755 по 2011 г. в Греческой;
- принимали через миро и покаяние во всех Поместных Церквах с 10
века до 18 (не считая краткий период в РЦ) и в Российской до 20
века включительно. Интересно, когда вообще возникла практика
обливания в Римской Церкви. Я слышал, что это еще чуть ли не
древняя традиция, символизирующая «живую воду». Если кто-то знает
подробнее – буду рад услышать.
Итак, мой промежуточный вывод: решение о том, что всех облитых
необходимо крестить – небесспорно.