Чей туфля
auvasilev — 08.11.2025
Прежде всего должен предупредить, что никаким образом не собираюсь обнародовать что-то сенсационное или даже просто мало известное. То, о чем я говорю абсолютно публично, легко доступно и никем особо не скрывается. Правда, кроме нескольких нюансов, но о них чуть позже.
Да, и сам я никогда не был в Новой Зеландии и уже вряд ли доберусь. Но как-то так странновато получилось, что там осело довольно большое количество моих весьма близких приятелей. Причем это был не какой-то там спонтанный неожиданный порыв, а результат достаточно длительных и вполне осмысленных действий. Очень обеспеченный люди ещё в конце прошлого века решили перебраться на жительство из поднадоевших отечественных снегов какие-то более комфортные регионы. Пробовали и Англию, и Швейцарию, и Испанию с Францией и Италией, но чего-то там особо не прижились. По разным причинам, но неожиданно общим оказалось то, что уже в начале этого века очень многие из них оказались именно в Новой Зеландии. И вот там стали довольно успешно укореняться.
При этом бизнесы, во всяком случае их часть, у почти всех остались в России. И они нередко приезжали в Москву по делам, где мы, естественно, близко и немало общались. И от них я наслушался массу историй про тамошнюю жизнь. И практически в каждой истории присутствовал сюжет об особом положении в этой стране коренного населения. Маори.
Опять же, не стану здесь заниматься подробными историческими экскурсами, каждый желающий может легко познакомиться с историей и этого народа, и этого государства, потому лишь предельно кратко о главном.
Очень многое в государственно устройстве Новой Зеландии до сих пор основано на так называемом "Договоре Вайтанги" от аж 1840 года. С его текстом тоже каждый легко может познакомиться самостоятельно. Но основной его смысл, как, что весьма немаловажно, и ещё множества последующих законов, принятых на его основе, сводится к тому, что маори, как коренной народ и изначальный владелец всех местных земель, имеет большие преимущества и привилегии перед "белыми колонизаторами".
И вся это концепция уже в настоящее время при очень неплохом уровне развития новозеландской экономики, кроме всего прочего имеет и огромное чисто материальное, финансовое значение. Речь идет о миллиардах и миллиардах в самой что ни на есть крепкой валюте.
Но во всей этой прелестной идиллической истории есть один крохотный нюанс. Вот, например, что пишет Википедия:
Новая Зеландия — одна из самых поздно заселённых территорий. Радиоуглеродный анализ, свидетельства обезлесения и вариабельность митохондриальной ДНК у маори позволяют сделать вывод о том, что первые восточные полинезийцы поселились здесь в 1250—1300 годах после продолжительных путешествий по южным тихоокеанским островам. Постепенно у поселенцев сформировалась собственная культура и язык, они разделились на иви (племена) и хапу (кланы), которые сотрудничали, соперничали и воевали. Часть маори мигрировала на архипелаг Чатем (названный ими Рекоху), где превратились в народ мориори с отдельной культурой. Мориори были почти полностью уничтожены в 1835—1862 годах в результате завоевания маори из иви Таранаки и болезней, завезённых европейцами. В 1862 году в живых остался всего 101 мориори, а последний известный чистокровный мориори — Томми Соломон — умер в 1933 году.
Особенно меня здесь умиляет политкорректное упоминание о "болезнях, завезённых европейцами", как причине исчезновения мариори, хотя прекрасно известно, что воины маори под предводительством Таранаки просто тупо вырезали практически всех мариори на Чатеме. Но не это, конечно, самое главное.
А дело в том, что сама идея о том, что маори и мариори это один народ, просто в какой-то момент разошедшийся на ветви, это не слишком ловкое и убедительное изобретение местных специалистов довольно позднего времени. Большинство исследователей, и историков, и этнографов и прочих узких профессионалов всегда считало и до сих пор продолжает считать, что маори и мариори не более один народ, чем, например, русские и англичане, а, скорее всего, ещё менее.
И мариори как раз являются коренными жителями этих земель, а маори, появившиеся там только в 13-14 веках как раз и были здесь колонизаторами. Только, в отличие от "белых", они с колонизируемыми никаких договоров не заключали, а просто их съели. Тех же немногих, которым удалось сбежать на Чатем, потом достали и добили уже в 19 веке.
И тут следует, я думаю, упомянуть последний любопытный момент. В конце семидесятых в лесу Вайпуа на острове Северный Новой Зеландии начались археологические раскопки. А в 1988 году новозеландское правительство специальным постановлением засекретило на 75 лет все их результаты. Многие возмущались, но правительство своего решения не изменило, откровенно ссылаясь на "интересы политики". Подписанный руководителем археологической экспедиции Майклом Тейлором документ, содержит 14 страниц секретного текста и налагает запрещение на разглашение части информации, связанной с полевыми отчётами раскопок в лесу Вайпуа за период с 1979 по 1988 годы. Запрет будет действовать до 2063 года. Отныне любой новозеландский археолог, работавший в Вайпуа и попытавшийся что-то рассказать о своих исследованиях, будет считаться изменником родины.
Тут, думаю, нужно уточнить, что, видимо, это вообще единственный в мире случай, когда запрет на археологические исследования накладывается не по каким-то научным, экологическим, экономическим или любым подобным объективным причинам, а именно по политическим.
То есть, даже особо в данном случае и не стоит фантазировать. Всё слишком очевидно. Свидетельства о том, что никакие маори здесь не "коренные", а точно такие же колонизаторы и завоеватели, как и более поздние белые, а на самом деле ещё много хуже и подлее, они никому в данный момент не нужны. Поскольку действительно могут подорвать всё основы существующего государственного строя.
При этом просто к сведению ещё немного информации. Маори составляют примерно процентов пятнадцать населения страны. И около половины из них маори только частично, в лучшем случае наполовину, а в основном и сильно меньше. Но при этом за последние пару десятилетий их официальное количество увеличилось практически на треть. Происходит это в основном потому, что они имеют очень много всяческих привилегий и записаться в маори попросту крайне выгодно.
Примерно четверть маори могут свободно общаться на своем языке. Столько же не владеют им вовсе. Около 4 % маори имеют университетское образование. Около 39 % общего населения маори имеют постоянную работу в режиме полной занятости.
Маори составляют около половины людей, находящихся в местах лишения свободы в стране, и примерно такое же количество криминальных происшествий в стране происходят при их участии. Маори среди всех этнических групп Новой Зеландии сохраняют самый высокий уровень безработицы и имеют самую низкую продолжительность жизни и самый высокий уровень заболеваемости.
Но людей они, видимо, уже перестали есть окончательно. Ну, вот, наверное, и всё, что я хотел сказать по данному поводу относительно исторической справедливости, исконных земель и коренных народов.
|
|
</> |
Будущее GEO-продвижения: как AI и генеративный поиск меняют локальный маркетинг
Зародыш матушки гусыни
Мятежные хоп-хэй-лалалэй его коитусов..
Обильные менструации: невидимая эпидемия, разоряющая женщин и экономику. Почему
Котячий подросток
Аномальная зона:Берёзовая горка
20 интересных фактов, которых вы могли не знать о России
Вон оно чё, Михалыч!
Экспансия.

