Четвертый круг, или Канеман против Гигеренцера
navlasov — 29.11.2021 Сегодня у меня - первый за два месяца свободный вечер понедельника. И я пользуюсь этой возможностью, чтобы написать о том, чем были заняты предыдущие восемь вечеров первого дня недели.Весной 2019 года я в третий раз провел для своих студентов факультатив по критическому мышлению. Потом началась пандемия, стало как-то не до того, да к тому же я хотел взять паузу и в принципе подумать о том, что делать с этим курсом дальше. Но в июне текущего года мне неожиданно написали из учебного отдела, сообщив, что в ответ на вопрос о самых положительных впечатлениях от учебы многие выпускники называют именно мой факультатив. Это меня приятно удивило - дело в том, что из числа нынешних выпускников в тогдашнем курсе критического мышления поучаствовало от силы человек пять, а значит, почти каждый из них два года спустя вспомнил меня добрым словом.
Это подтолкнуло меня к решению провести факультатив (как минимум) еще раз. Естественно, онлайн - так было удобнее и мне, и (как я надеялся) студентам.
Курс должен был на сей раз включать в себя восемь занятий по два часа + домашние задания. Я слегка переработал прошлые материалы, добавил актуальные кейсы и несколько сократил раздел, посвященный формальной логике.
Но главным новшеством стал принцип отбора участников. Раньше я распространял среди студентов объявление о наборе слушателей и просил присылать мне мотивационные письма. Поскольку мест всегда было немного (проводить такие занятия в больших группах не очень эффективно), неизменно получалась конкурсная ситуация. Про себя я называл это отбором слушателей "по Канеману" - на основе вдумчивого чтения и анализа мотивационных писем.
В этом году я решил действовать "по Гигеренцеру". В отличие от Канемана, Герд Гигеренцер считает эвристику прекрасным механизмом, который позволяет быстро и легко справляться со стоящими перед нами задачами. И вот я слегка напряг память, составил список из полутора десятка студентов четвертого курса, которые когда-то запомнились мне благодаря качественной работе на семинарах, и прислал им индивидуальные приглашения. Все двенадцать мест оказались мгновенно заполнены! Студентам не нужно писать мотивационные письма и ждать результата, мне - читать, выбирать и отказывать... С какой стороны ни глянь - сплошной выигрыш!
Однако этот выигрыш имел довольно любопытные последствия. На первых трех циклах группа неизменно почти в полном составе доходила до финиша, из 12-14 человек в процессе "отваливались" один-два студента, не больше. В этот раз из двенадцати слушателей к концу осталось всего семеро. Ни я сам, ни курс особенно не изменились, поэтому "понесенные потери" я могу связать только с изменившимся методом набора слушателей. Возможно, некоторым из тех, кто откликнулся на мое приглашение, все это изначально было не особенно нужно, но раз уж приглашают - почему бы не попробовать. Возможно также, что здесь сработал известный эффект "дорогое ценим больше": человек, которому пришлось писать мотивационное письмо и участвовать в конкурсе, уже изначально что-то "вкладывает" в процесс, и поэтому у него выше мотивация довести дело до конца. Как бы то ни было, в следующий раз я вернусь к старой системе.
В целом же очередной курс прошел, по моей оценке, вполне успешно. Лично мне он дал понимание того, в какую сторону нужно дорабатывать программу, чтобы она стала еще лучше. По-хорошему, курс надо выводить уже на следующий уровень, но ресурсов на это пока нет и в следующие год-полтора не предвидится. Поэтому как минимум до 2023 года все будет идти как идет.
|
</> |