Четверная дуэль - один из самых известных поединков в истории России.
id77 — 15.11.2022 Здравствуйте уважаемые.Когда-то разбирая тему русских дуэлей, мы с вами говорили, насколько важную роль они сыграли в истории нашей страны в целом и литературы в частности. Вот тут:https://id77.livejournal.com/4442538.html и тут: https://id77.livejournal.com/4455643.html - разбирали дуэли Лермонтова. Здесь: https://id77.livejournal.com/1141580.html - немного говорили о поединках Пушкина.
Пришло время немного вспомнить об одной из самых известных дуэлей в истории страны - так называемой четверной дуэли, в которой непосредственное участие принял Александр Грибоедов.
Вообще четверная дуэль (une partie carrée) — крайне редкая штука, и не только в Российской империи, но и вообще в Европе. Напомню, что это поединок, в котором после противников дрались и их секунданты. Как же так произошло и почему эта дуэль стала судьбоносной в русской литературе.
Для этого давайте приглядимся к главным действующим лицам.
Итак...
Штабс-ротмистр Кавалергардского полка Василий Васильевич Шереметев (24 года). Представитель боковой (не графской) ветви знаменитого рода,близких родственников императорской семьи. Веселый, добродушный, небогатый, но очень щедрый молодой человек. Но не интеллектуал, а главное - ревнивый до невозможности.
Камер-юнкер граф Александр Петрович Завадовский (24 года). Сын графа Петра Васильевича Завадовского (1739— 1812) - кабинет-секретаря и фаворита Екатерины II, первого министра народного просвещения Российской империи. Один из главных англоманов в столице, вводивший в моду употребление у нас виски. Богат. Известен своими экстравагантными выходками и как плейбой. "Редко можно было видеть, — писал про него современник, — фигуру страннее его и по наружности, имевшей какой-то английский склад, и по походке, и по ухваткам, и по растрепанному костюму. Он был, в сущности, хорош собою, но до невероятности разгульная жизнь наложила на него яркую печать". Популярный в обществе человек.
Корнет лейб-гвардии Уланского полка Александр Иванович Якубович (25 лет). Очень храбрый, но полубезумный фанат пирушек и карт. Большой знаток дуэлей, которых провел до этого чуть ли не с десяток. Но вообще довольно странный человек.
Губернский секретарь Коллегии иностранных дел Александр Сергеевич Грибоедов (23 года)
Начинающий литератор и талантливый исполнитель на фортепьяно музыкальных произведений. Бывший корнет Иркутского гусарского полка.
Прима-балерина балетной труппы и неплохая актриса Авдотья Ильинична Истомина (18 лет). Наряду с Новицкой, Никитиной одна из наиболее талантливых учениц знаменитого балетмейстера Шарля-Луи Дидло - создателя современного балета.
Воспета самим Пушкиным в "Евгении Онегине"
Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола;
То стан совьет, то разовьет,
И быстрой ножкой ножку бьет.
Одна из самых популярных женщин того времени в столице. Как писал современник "Истомина была среднего роста, брюнетка, красивой наружности, очень стройна, имела черные огненные глаза, прикрываемые длинными ресницами, которые придавали особый характер ее физиономии, она имела большую силу в ногах, апломб на сцене и вместе с тем грацию, легкость, быстроту в движениях…"
В чем суть конфликта.
Молодая кокотка Истомина, несмотря на то, что была полуграмотной дочерью спившегося полицейского пристава, была по настоящему талантлива и тянулась к богемной жизни. И была окружена толпой поклонников. Среди всех выбрала Василия Шереметева, который привлекал легкостью и обожал ее всемерно и поселилась у него. До момента описываемых нами событий жила с ним у него на квартире почти 2 года. Несмотря на множество фривольных предложений своему молодому человеку старалась хранить верность. На богемных вечеринках познакомилась с Гибоедовым, с которым у нее была настоящая дружба. Она доверяла ему, а он с теплотой относился к девушке. Хотя разность в образовании и интересам была просто катастрофическая.
Как бы там не было, после очередной ссоры с Шереметевым Истомина решила воспользоваться отсутствием в городе своего бойфренда и съехать от него в подруге. Произошло это в первых числах ноября 1817 года. Не совсем понятно, что стало причиной конфликта. Балерина очень сильно опорочена "злыми языками" в те года, которые не стеснялись поливать ее грязью. Эти "злые языки" утверждают, что у Шереметева кончились деньги и Истомина решила найти нового щедрого покровителя. Но скорее всего,все дело в изводящей девушке африканской ревностью кавалергарда.
По секрету об этом Истомина обмолвилась Грибоедову, а тот проболтался Завадовскому, с которым снимал одну квартиру. Точнее, шикарная квартира на углу Невского и Большой Морской принадлежала богачу Завадовскому, который широко тратил отцовское наследство, а всегда нуждающийся в деньгах Александр Грибоедов воспользовался его предложением немного у него пожить.
Завадовский, давно следивший за Истоминой, зажегся моментально и начал уговаривать попытаться привести балерину к ним домой, так как давно был ее воздыхателем.
Видимо Авдотья была крайне расстроена, а Александр Сергеевич очень велиричив, но ему удалось. Истомина не только приехала в гости, но и осталась у них на 2 суток.
"Злые языки", что Грибоевдов и Завдовский мечтали увидеть некий "обнаженный танец" Истоминой. Но все это ерунда - Грибоедов был душевным другом, а не любовником Истоминой. И сексуальные отношения (если они вообще были) у балерины с графом имели место быть. Грибоедов тут не при чем.
Через некоторое время Истомина помирилась с Шереметевым и снова с ним съехалась. Но какие-то слухи начали доходить до кавалергарда, и тот, буквально под дулом пистолета выпытал правду у балерины.
Взбешенный Шереметев бросился к своему товарищу и главному знатоку дуэлей Александру Якубовичу. Тот подумал и предложил стреляться. Но несколько своеобразно. Так как виновных в ситуации по его мнению двое, то и дуэль должна быть четверной. Он предложил вызвать Шереметеву Грибоедова, а сам он готов биться с Завадовским. Почему именно так? Я думаю, более опытный и искушенный в поединках Якубович решил дать шанс своему другу. Завадовский был прекрасный стрелок, а вот Шереметев нет.
Девятого ноября они поехали на квартиру к графу. Завадовский и Грибоедов обедали, но пригласили присоединится улана и кавалергарда. Те отказались и бросили вызов. Грибоедов тут же от вызова Шереметева отказался - но согласился стреляться с Якубовичем,но позже. Шереметев требовал у Завадовского немедленной дуэли, но тот отнесся к «За танцорку Истомину я не дерусь! Она вам не сестра, не дочь и, тем более, не жена!» . Шереметев хотел бросится на графа тут же, но Якубович удержал.
Но на следующий вечер кавалергард публично словесно оскорбил графа публично и видимо довольно грубо. Потому что взбешенный Завадский кинул в лицо Шереметеву бокал вина. Дуэль стала неизбежной. Причем на самых жестких условиях - гораздо жестче предыдущих. Стреляться решили с 6 шагов.
12 ноября 1817 года в два часа пополудни на Волковом поле началась дуэль – Шереметева с Завадовским. Секундантами выступали Якубович и Грибоедов. Кроме этих четверых присуствовали врач и несколько друзей поединщиков - например, Петр Каверин.
К чести секундантов, они пытались отговорить поединщиков, обоснованно считая, что условия дуэли слишком жесткие, если Завадовский был готов помирится, то Шереметев кипел негодованием. Настолько, что сделал 2 ошибки. Первую - при сближении он скинул пистолет и постарался "завалить" графа выстрелом в лоб. Вторую - он промахнулся, лишь сбив воротник с шеи своего соперника. Шокированный граф потерял контроль над собой и вместо того, чтобы выстрелить в воздух или ранить кавалерграрда в ногу, он попал ему в живот. Рана оказалась очень серьезной.
О дуэли Якубовича и Грибоедова пришлось на время забыть.
Умирающего Шереметева привезли на квартиру к Истоминой. Так он просил. Говорят, перед смертью он просил позвать Грибоедова, и когда тот приехал, просил у него прощения и помирился с ним. Но это легенда.
Через сутки он умер на руках у Дуни, а Истомина от горя слегла в горячке. Отец Шереметева, возмущенный «глупостию дуэли сына своего из-за танцорки», признал его виновным в собственной смерти и лично просил императора Александра I не наказывать Завадовского. Тот был тихо отправлен за границу и дело постарались замять. Якубович был переведён по новому месту службы на Кавказ, в Нижегородский драгунский полк, прапорщиком.
Однако через пять месяцев Якубович и Грибоедов случайно встретились в Тифлисе, так как Грибоедов именно через этот город ехал на службу в Персию.
Якубович предложил возобновить прерванную в Петербурге «дуэль четверых». Накануне дуэли он заявил Грибоедову: "Теперь я вижу, что вы поступили как благородный человек; я уважаю ваш поступок; но не менее того должен кончить начатое дело и сдержать слово свое, покойному данное". Подробности этой дуэли, которая состоялась 23.10.1818, описаны секундантом Якубовича Н. Н. Муравьевым (секундантом же Грибоедова был А. К. Амбургер). Давайте просто почитаем эти строки:
"Я встал рано и поехал за селение Куки отыскивать удобное место для поединка. Я нашел Татарскую могилу, мимо которой шла дорога в Кахетию; у сей дороги был овраг, в котором можно было хорошо скрыться. Тут я назначил быть поединку". Якубович не доходя до барьера, выстрелил первым и попал в левую руку противника. П. И. Бартенев отметил, что поговаривали, "будто Якубович воскликнул: „По крайней мере, играть перестанешь!“ Грибоедов "имел все право продвинуться к барьеру; но <�…> он не захотел воспользоваться предстоящим ему преимуществом" и выстрелил мимо. "Дабы скрыть поединок, — писал Муравьев, — мы условились сказать, что мы были на охоте, что Грибоедов с лошади свалился и что лошадь наступила ему ногой на руку. Якубович теперь бывает вместе с Грибоедовым, и по обращению их друг с другом никто бы не подумал, что они стрелялись. Я думаю, что еще никогда не было подобного поединка: совершенное хладнокровие во всех четырех нас, ни одного неприятного слова между Я-чем и Г.; напротив того, до самой той минуты, как стали к барьеру, они разговаривали между собою, и после того, как секунданты их побежали за лекарем, Г. лежал на руках Я-ча".
Рана быстро зажила, но у Грибоедова навсегда остался сведенным мизинец. По словам А. А. Жандра, "пуля попала Г. в ладонь левой руки около большого пальца, но по связи жил, ему свело мизинец, и это мешало ему, музыканту, впоследствии играть на фортепиано. Ему нужна была особая аппликатура". Так как играть он больше не смог, о сосредоточился на литературе.
После этой дуэли Грибоедов отправиться в Персию секретарем дипломатической миссии. Стал знаменитым писателем. Был ненадолго арестован в 1825 году из-за подозрений в участии в движении декабристов, но вернулся на службу и крайне успешно. Был назначен министром-резидентом (послом) в Иран. В 1829 году он был растерзан в Тегеране обезумевшей толпой, его тело несколько дней волочили по городу, и опознать его смогли лишь по скрюченному из-за старой раны левому мизинцу…
Якубович остался на Кавказе. Дослужился до капитана и прослыл одним из главных храбрецов русской армии. Был тяжело ранен в голову. В конце 1824 года Якубович был уволен в отпуск для операции в клинике Санкт-Петербургской медико-хирургической академии. В 1825 году он приехал в Петербург, где вскоре сблизился с членами Северного общества декабристов.
Должен был стать ключевой фигурой в восстании, но вел себя крайне странно. Впрочем,это дело отдельного поста
Признанный по суду виновным в умысле на цареубийство и в активном участии в мятеже, он был причислен к преступникам первого разряда и приговорен к смертной казни, а после помилования и смягчения участи сослан на вечную каторгу (позднее срок был сокращён до 20 лет, а затем и до 15 лет). Отбывал в Петровском заводе и на Нерчинских рудниках. Умер в 1825 году в Енисейске.
Ему посвящено Стихотворение Вильгельма Кюхельбекера 1846 года «На смерть Якубовича».
И да, одна из улиц в центре Петербурга, хорошо знакомая работникам Прокуратуры-названа в его честь.
Завадовский вернулся в столицу быстро.Однако по возвращении друзья-офицеры не приняли его. Единственным занятием графа стала карточная игра. Он бесчестно и жестоко жульничал. В конце концов им занялась полиция. Но снова выручили родственники и деньги. В конце концов он практически разорился и умер в 1856 году.
Дуня Истомина больше никогда не была фам-фаталь. Убийство возлюбленного очень сильно повлияло на нее. Спасло творчество. Она еще долго была балериной, но чем старше становилась, тем больше работала в амплуа драматической актрисы. И у нее получалось.
Дважды была замужем. Сначала за молодым актером Василием Годуновым, а после его ранней смерти Истомина вышла замуж за драматического актёра П. С. Экунина.
Имя Истоминой в официальной театральной афише последний раз мелькнуло 16 января 1836 года в петербургском Большом театре в спектакле «Дивертисмент». Умерла от холеры 26 июня (8 июля) 1848 года. Похоронена на Большеохтинском кладбище в Санкт-Петербурге.
Вот такие вот дела...
Надеюсь, было интересно.
|
</> |