Четырехпалубный теплоход – на Вятке
asosnin — 16.05.2021 Наш теплоход снова на Вятке, чему я очень рад. За десять лет организации круизов по этой реке я к ней очень привязался. Да и как не привязаться, когда разрабатываешь маршрут по новой для круизов реке абсолютно с нуля? В этом году вместо двухпалубного «Василия Чапаева» по Вятке отправился большой четырехпалубный теплоход «Лебединое озеро». Такого здесь еще не видели!Предыстория этого круиза такова. После навигации 2019 теплоход «Василий Чапаев» покинул нашу флотилию. К этому теплоходу мы с коллегами до сих пор испытываем особые чувства, ведь это наш первенец, отработавший под нашим флагом шестнадцать навигаций. Но все меняется, и «Чапаев» уступил место большим и более комфортабельным судам.
В силу своей небольшой осадки «Чапаев» мог совершать круизы по малым рекам: Вятке, Белой, Оке. Правда, по Вятке теплоход мог ходить только в мае, по Оке – до июня, ну а на Белой год на год не приходился. Но все же получалось, что с уходом «Чапаева» круизы «Созвездия» на эти реки выполняться больше не будут.
Но это только на первый взгляд. Дело в том, что весной, в половодье, глубины на этих реках многократно возрастают. И как минимум трехпалабные теплоходы в этот период могут ходить по Белой до Уфы, по Оке – до Павлово, а то и до Мурома, а по Вятке – до Вятских полян. По Вятке они могли бы подниматься и до Кирова, как это делал «Чапаев», но выше Вятских Полян находится лимитирующий мост. Этот мост в некоторые годы заставлял нас понервничать даже с двухпалубным «Чапаевым», а уж движение под ним на трехпалубном теплоходе в половодье и вовсе исключено.
В предварительных планах на 2021 год у нас был пробный круиз на теплоходе «Александр Бенуа» до Уфы с заходом в Вятку, но эти планы подкорректировала начавшаяся пандемия. Круизный флот в навигацию 2020 года вышел с большой задержкой, туристы стали массово отказываться от круизов, и многие даже не захотели переносить свои круизы на следующий год. Надо было придумать такой круиз на 2021 год, чтобы он получился в полном смысле эксклюзивным. И обязательно на четырехпалубном теплоходе, чтобы удовлетворить поклонников больших судов.
Но что необычного придумаешь для четырехпалубного теплохода? По Оке и Белой ему не пройти. А вот Вятка… Пожалуй, выполнить рейс до Вятских Полян будет реально, подумали мы. Так и родилась идея «Гиганта на Вятке». Уфу решили перенести на 2022 год, а вместо этого запланировали круиз на теплоходе «Лебединое озеро» на Вятку.
Маршрут в итоге получился такой: Нижний Новгород – Чебоксары – Казань – Мамадыш – Вятские поляны (101 км от устья Вятки) – Болгары – Тетюши – Козьмодемьянск – Чкаловск – Кострома – Ярославль – зеленая стоянка Коприно – Углич – Москва. 12 дней и три реки: Волга, Кама и Вятка.
-----
Раннее утро 7 мая 2021 года, рубка теплохода «Лебединое озеро». Судно подходит к устью Вятки. Никогда еще пассажирские суда таких габаритов не заходили в эту реку. Осадка «Лебединого озера» – три метра против полутора, длина – 129 метров против 77-ми у «Чапаева».
В устье нас ждет ночевавший под берегом «Путейский». Бережно взяв его под борт, входим в Вятку. На оба дня, что мы здесь проведем, капитан «Путейского» станет нашим лоцманом.
С нами на Вятку идет «Василий Чапаев». В этот раз не сам теплоход, а его макет, талантливо и с вниманием к деталям изготовленный Евгением Колкуновым. Для меня и многих речных путешественников «Чапаев» связан с Вяткой неразрывно: впервые он зашел в эту реку в 2011 году, а с 2013 по 2019 год выполнил десять круизов по Вятке, в том числе несколько круизов до Кирова.
В рубке капитан, второй штурман, рулевой и лоцман.
В необычные моменты круизов, такие как заход на Вятку, мне важно и интересно находиться в рубке. Но не менее важно и интересно видеть, как реагируют на эту «необычность» путешественники. Вот и в этот раз я пытаюсь с крыла мостика разглядеть, много ли людей, несмотря на утренний час, на палубах. Но из рубки четырехпалубника много не разглядишь.
Спускаюсь, обхожу палубы. Приятно: люди здесь, им интересно. Конечно, есть разница с «Чапаевым». Когда он заходил на Вятку, было ощущение, что на палубу вышли все, кто находится на борту. Здесь по-другому: кто-то отправился в круиз ради Вятки, а для кого-то Вятка – просто попутный отворот от основного маршрута. Возможно, интересный, но все же не основная цель круиза.
Перед круизом на Вятку многие из лучших побуждений желают нам побольше воды в реке. Но на самом деле все наоборот: в круизах на Вятку нам нужно не побольше, а поменьше воды. Не забывайте: мы идем практически в пик половодья. Воды под днищем даже у четырехпалубника – всегда несколько метров. То есть мы можем вообще не думать о глубинах.
Но если вода слишком высокая, то, во-первых, нас начинают лимитировать мосты; во-вторых, нам будет мешать сильное течение, особенно при маневрах; в третьих, намеченные места швартовок окажутся под водой. Никаких плюсов от слишком высокой воды в Вятке для нас нет, одни только минусы.
В этом году воды в Вятке много. Как результат – затоплена стенка в центре Мамадыша, к которой был намечен подход. Это удобное для туристов место, к которому много раз подходил «Чапаев». Но мы, заходя в Вятку, уже знаем, что подойти туда не сможем.
У нас на такой случай есть план Б – швартовка к другой стенке, ниже Мамадыша. Но сначала мы на всякий случай поднимаемся до Мамадыша: а что если придет в голову какая-то идея. Стенка видна на следующей фотографии. Над водой ее верхний ярус, а швартоваться нам надо к нижнему, который сейчас под водой.
Нет, подойти сюда мы точно не сможем. Делаем оборот и возвращаемся к автомобильному мосту, ниже которого, рядом с совхозом Пятилетка, есть подходящая для нас стенка. Это и есть план Б.
«Чапаев» смотрит на эту стенку с любопытством: к ней ему ни разу не довелось подойти. Кстати, при проработке движения «Лебединого озера» по Вятке эту стенку предлагалось сделать основным местом подхода, но я не воспринял эту идею всерьез: зачем стоять вдали от Мамадыша, когда можно стоять в его центре? Так что стенку оставили запасным вариантом на случай высокой воды. И этот запасной вариант как раз нам понадобился.
Автобусы уже переехали из центра Мамадыша на запасной причал.
Капитан Андрей Александрович Симачев аккуратно, с отдачей правого якоря, подводит «Озеро» к стенке. Судоводительски это самый сложный элемент круиза по Вятке. К тому же сегодня нам совсем не помогают ветер и сильное течение. Но когда работает Мастер, он работает красиво…
Поданы и закреплены швартовы, установлен и проверен трап. Можно выходить на берег и отправляться на экскурсию в Мамадыш.
Мы с Александром Сахаровым и капитаном Андреем Симачевым, сходя на берег, испытываем особые чувства. Все-таки это не просто первый заход четырехпалубного теплохода на Вятку, а еще и первая его швартовка на Вятке.
Мамадыш – небольшой городок в Татарстане. О Мамадыше я никогда не слышал плохих отзывов: речные путешественники этот городок любят. Да и есть за что: он уютный и благоустроенный.
Здесь находится уменьшенная копия Эйфелевой башни. Появилась она благодаря местной поговорке «В Париж через Мамадыш». Согласно легенде, в дореволюционные времена лапки местных лягушек пользовались большой популярностью у французских гурманов.
В Мамадыше мы прогулялись по центру и набережной, посетили Центральную Мечеть и Церковь Преподобной Ксении Римляныни, заглянули в краеведческий музей. В конце экскурсии заехали к святому источнику, где угостились душистым чаем (а желающие могли окунуться в источник).
Что я думаю про Мамадыш как остановку круизных теплоходов? Во-первых, город оставляет приятное впечатление, и я бы включал его в программы речных круизов и дальше. Во-вторых, город находится всего в 20 километрах от устья Вятки, и уровень глубин здесь достаточен для захода даже трехпалубных судов большую часть навигации. Проблемы с глубинами начинаются выше.
Однако Мамадышу нужен полноценный причал, и желательно в центре города. Можно даже приспособить под полноценный причал центральную набережную, и тогда заходы круизных теплоходов в Мамадыш не будут зависеть от уровня воды. Если необходимо, наши специалисты окажут содействие в оборудовании такого причала.
А мы идем дальше, вверх по Вятке. Двадцать километров до Мамадыша – это еще не Вятка, а, можно сказать, разлив перед местом ее впадения в Каму. Красивые места начинаются выше Мамадыша.
Остаток дня двигаемся вверх против сильного течения. Утром мы должны достичь города Вятские Поляны.
С наступлением темноты останавливаемся и растягиваемся на носовом и кормовом якорях. Ночью по Вятке ходить нельзя. Так же делал и «Чапаев» в своих многодневных круизах по этой реке. Даже странно: когда находишься ночью на палубе стоящего посреди Вятки «Лебединого озера», ощущения абсолютно схожи с теми, «чапаевскими». Хотя четырехпалубный теплоход обычно меньше всего ассоциируется с такими рейсами. Но сейчас это тот же «Чапаев», только большой. Ночь, тишина, Вятка, экспедиция. Все другие суда остались где-то далеко, на Каме.
Но когда попадаешь внутрь теплохода, все меняется. Здесь идет обычная вечерняя теплоходная жизнь. В театре дается спектакль «Медведь» по чеховской пьесе (ребята из театра «Путь» – большие молодцы). В кормовом баре играет кавер-группа. В баре «Фуэте» начинается «Мафия». В кофейне-кондитерской идет неспешное общение за чашкой кофе. Четырехпалубник и на Вятке остается четырехпалубником.
Ранним утром мы на рейде у Вятских Полян. Это 101-й километр от устья Вятки. Подойти к берегу большое судно здесь не сможет, так что мы вернемся в Мамадыш, и сделаем экскурсию в Вятские Поляны оттуда.
Вместе с капитаном садимся в мотобот: не запечатлеть «Лебединое озеро» в этой крайне необычной для теплохода 302 проекта точке планеты решительно невозможно.
Пока мы фотографируем теплоход, он снимается с якоря, делает оборот и начинает движение вниз по Вятке.
Первая половина дня проходит в движении по реке. Люблю такие часы. Для меня это и есть настоящий речной круиз.
Доволен прямо очень:
В районе обеда снова проходим Мамадыш и направляемся ко вчерашней стенке у совхоза Пятилетка. Андрей Александрович подходит к ней уже привычно. Смеемся, что «Лебединое озеро» теперь заходит сюда на регулярной основе.
На причале нас встречает главный авиатор России Сергей Мартиросян. Он приехал в Мамадыш, чтобы присоединиться к нашему круизу, и снимает нас с помощью дрона.
Отсюда до Вятских Полян на автобусе – чуть больше часа. Вятские Поляны мы посещаем в круизах с 2013 года, а впервые я попал сюда при подготовке первого вятского круиза в 2011 году. Город на глазах хорошеет. Там, где раньше был обычный откос, сейчас благоустроенная набережная. Появились новые музеи – шляп и советского быта («коммуналка»). Всегда большой интерес вызывает посещение дома-музея конструктора советского оружия Георгия Шпагина. Рядом работает тир. Ну и фольклорное шоу в краеведческом музее традиционно на высоте.
Возвращаемся на теплоход к вечеру. Мы должны выйти из Вятки до наступления темноты, то есть, желательно, до восьми часов. Так и делаем.
В устье Вятки отпускаем путейский катер и наблюдаем красивый закат. Впрочем, наблюдаем мы его уже на Каме.
Что же, круиз по Вятке до Вятских Полян на четырехпалубном теплоходе состоялся. Будем ли мы продолжать такие круизы? Конечно да. Но, думаю, для таких круизов мы будем использовать камерные трехпалубные суда меньшей вместимости. Четырехпалубный теплоход хоть и может ходить по Вятке, но все же он гораздо органичнее выглядит на массовых, «магистральных» маршрутах, таких, как Москва – Санкт-Петербург или Москва – города верхней Волги.
Второе: при отсутствии возможности подойти к Вятским Полянам не стоит делать экскурсию туда из Мамадыша. Не потому, что город неинтересный. Но просто одно дело стоять прямо в нем и делать там экскурсию. Другое дело – везти в него людей на автобусе, час в один конец. При таком долгом трансфере многие ожидают, что, приехав, они увидят совершенно фантастическое место (а иначе зачем так долго туда ехать?). А Вятские Поляны – место милое, интересное, но на статус совершенно фантастического не тянущее.
Подниматься на теплоходе выше Мамадыша стоит в любом случае, потому что иначе путешественники не увидят настоящую Вятку. Но надо ли идти сто километров до Вятских Полян – вопрос. Ведь это влечет за собой дополнительную ночевку на реке, и, соответственно, дополнительный день круиза. А увидеть красивые места Вятки можно и не затягивая круиз, а дойдя, например, до Крымской Слудки, это примерно полпути до Вятских Полян.
-----.
Десять лет назад на «Чапаеве» мы делали уникальный круиз «Притоки». Теплоход заходил в Вятку, Ветлугу и Суру. Хотя Ветлуга с тех пор фактически исключена из списка обслуживаемых рек, я давно мечтал повторить этот круиз в каком-то новом варианте. Думаю, что весной 2022 года настало время это сделать, только вместо двухпалубного теплохода – на трехпалубном.
Я бы назвал этот круиз «Возвращение в Притоки». Десятидневный круговой маршрут из Нижнего Новгорода, с возможностью продлить путешествие до Москвы. Теплоход зайдет на Белую до Уфы с остановками в Бирске и Дюртюлях или Агидели. Затем он зайдет в Вятку, сделает стоянку в Мамадыше и затем поднимется вверх по Вятке на 50-60 километров.
Как я писал вначале, круиз с заходом в Белую и Вятку на трёхпалубнике придуман нами не сейчас: он планировался на этот год, но был заменён на круиз на Вятку на четырехпалубнике. А вот в качестве вишенки на торте будущего круиза - новая задумка: теплоход зайдет в Оку до Павлово.
Круиз «Возвращение в Притоки» выполнит теплоход «Северная сказка». Пусть заключительная навигация перед переходом в Обь-Иртышский бассейн начнется для «Северной сказки» красиво.
-----
Для тех, кому интересно, мои материалы прошлых лет на похожие темы:
О круизах по Вятке на теплоходе «Василий Чапаев»:
Пробный заход «Чапаева» на Вятку в круизе «Притоки», 2011 год
С чего все начиналось: на автомобиле по будущему маршруту «Чапаева», 2011 год
Финальная стадия подготовки круизов по Вятке, 2012 год: часть 1, часть 2, часть 3
Первый большой круиз по Вятке (до Советска), 2013 год: часть 1, часть 2, часть 3
Второй круиз по Вятке (до Котельнича), 2014 год: часть 1, часть 2
«Вятский гранд-круиз» (впервые идем до Кирова), 2015 год: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4
Впервые доходим до центра Кирова (2016 год)
Заключительный круиз «Чапаева» по Вятке (2019 год)
Заход теплохода «Василий Чапаев» на Ветлугу в круизе «Притоки» (2011 год)
Заход теплохода «Василий Чапаев» на Суру в круизе «Притоки» (2011 год)
Заход теплохода «Александр Бенуа» на Суру (2015 год) – первый трехпалубный теплоход на Суре
Заход теплохода «Лунная соната» на Суру (2020 год) – первый четырехпалубный теплоход на Суре
|
</> |