Четыре мушкетера - 7

Арамис - самый любимый женской аудиторией персонаж романа, ибо наделен соавторами чертами неотразимого ловеласа, щеголя и дамского угодника. Среди его многочисленных любовниц такие признанные красавицы своего времени, как: Анн де Роан-Гимене, г-жа де Траси (прототип владелицы батистового платочка, г-жи Камиллы де Буа-Траси); Мари Эмэ де Роан-Монбазон, герцогиня де Шеврёз; Анн Женевьев де Бурбон-Конде, герцогиня де Лонгвиль. Всё это не мешает Арамису (настоящее имя которого - шевальё Рене д'Эрбле) делать духовную карьеру - сперва он аббат, затем епископ Ванна, а в итоге генерал ордена иезуитов и кардинал. Феерическая судьба для человека, о реальной жизни которого изо всех четырех мушкетеров известно менее всего...



Г-жа де Траси, герцогиня де Шеврёз и герцогиня де Лонгвиль - арамисы явно предпочитают блондинок...
Начнем с того, что к церкви аббаты д'Арамитц (менее популярные варианты написания - Арамитс и Арамис) никакого отношения не имели - в Беарне XIV века светским аббатом (abbaye laïque) называли тех, кто получал право сбора в свою пользу десятины и феодальных повинностей с принадлежавших ранее церкви поместий, не имея духовного сана. В 1376 году граф Гастон III Феб де Фуа-Беарн пожаловал аббатство Арамитц (которое было также доменжадюром, то есть поместьем, дававшим своему владельцу дворянский титул - см. предыдущие серии) некоему Жану, который стал зваться с того времени Жан д'Арамитц. В этом смысле род сей был куда знатнее, чем Сийеги, Порто или Ба - "его благородие" велось с XIV века. Со временем Арамитцы стали протестантами и приняли участие в религиозных войнах - некий капитан Пьер д'Арамитц заслужил себе репутацию отчаянного бретёра (фехтовальщика, бьющегося на дуэлях). У него было трое детей - Феб, Марта и Шарль. Марта вышла за Жана де Пейре[ра] и стала матерью будущего графа де Тревиля (см. предыдущие серии), Феб рано умер, и род продолжили потомки Шарля.
Уже Шарль д'Арамитц служил в роте королевских мушкетеров (кстати, под командой своего племянника де Тревиля), и дослужился до чина марешаля де ложИ (кавалерийский унтер-офицер), но после смерти отца вернулся на родину, чтобы унаследовать родовое аббатство. От брака с девицей Катрин Раг, дочерью сеньора д'Эспаланг, у него имелись трое детей - две девочки и мальчик Анри д'Арамитц (Henri d'Aramitz), который и стал прототипом четвертого мушкетера. Родился он приблизительно в 1620 году, и уже в возрасте 20 лет, в мае 1640 года, двоюродный брат, капитан-лейтенант роты королевских мушкетеров де Тревиль, устроил его в эту престижную воинскую часть. Никаких сведений о военных заслугах ни Шарля, ни Анри д'Арамитца не имеется, как и информации о том, что делал последний с 1646 года, когда кардинал Мазарен распустил роту, до 1648 года - когда после смерти отца Анри вернулся на родину и вступил во владение аббатством.

Ворота - всё, что нынче осталось от аббатства Арамитц (кликабельно)
15 февраля 1650 года Анри д'Арамитц женился на Жанне де Беарн-Бонасс, причем ежели невеста была из "приличной католической семьи", то насчет вероисповедания жениха "твердых сведений нет" (он вполне мог оставаться по семейной традиции гугенотом). От этого брака родились четверо детей - мальчики Арман и Клеман, и девочки Луиз и неизвестная нам по имени (умершая во младенчестве). В апреле 1654 года Анри д'Арамитц зачем-то собирался в Париж и даже опасался за свою жизнь - по поводу чего составил на всякий случай завещание. Скорее всего, всё обошлось - есть сведения, будто в феврале 1658 года он с женой гостил на какой-то свадьбе. Затем следы четвертого мушкетера теряются - историки до сих пор спорят, в каком году он умер (основные версии - 1655, 1657 или 1674). А унаследовавший в итоге семейное аббатство Клеман д'Арамитц продал его своему кузену в 1690 году.
Генерал ордена иезуитов с 1664 по 1681 год Джованни Паоло Олива и епископ города Ванн с 1648 по 1671 годы Шарль де Росмадек никакого отношения к мушкетерам, герцогиням и политике не имели (даже кардиналом никто из них не был), и прототипами Арамиса считаться не могут. Так что образ "попа-ловеласа", превратившегося с годами в "прелата-интригана", Дюма-Маке полностью нафантазировали - литератОраведы даже не уверены, что соавторы не спутали аббата светского с духовным. Ну а что до шарма и красоты - сие вообще художественный вымысел, ибо никаких описаний внешности или портретов обычного гасконского помещика Анри д'Арамитца не сохранилось.
|
</> |