“Чёрт ли сладит с бабой гневной?”


“Белоснежка: Месть гномов” | “Mirror Mirror” (США, 2012)
Режиссёр: Тарсем Сингх
Авторы сценария: Джейсон Келлер, Мелиса Уоллак
В ролях: Лили Коллинз, Джулия Робертс, Арми Хаммер, Натан Лейн, Мари Уиннингем, Мартин Клебб, Шон Бин
Композитор: Алан Менкен
После того, как король волшебной страны (Шон Бин) в один не столь прекрасный день пропал неведомо куда, власть в свои руки захватила его очаровательная, но коварная супруга (Джулия Робертс). Единственное бельмо на её глазу - падчерица Белоснежка (Лили Коллинз), известная своей красотой, что становится уж совсем невыносимым, когда ко двору прибывает доблестный принц (Арми Хаммер). Решив снова выйти замуж и заодно избавиться от соперницы, королева приказывает устранить девушку, однако той удаётся бежать. Насмотревшись же на бедственное положение народа, Белоснежка решает: "Хватит это терпеть!" и вступает в коалицию с группой разбойных гномов, проживающих в лесу и периодически грабящих встреченных ими путников.
Путь в кино успешного клипмейкера и любителя визуальных изысков (чего стоит хотя бы клип на песню R.E.M. "Losing my religion") Тарсема Сингха не назовёшь особо стабильным. В 2000-м он снял шизоидный триллер The Cell, довольно неплохо принятый публикой и завоевавший два десятка наград с номинациями, в 2006-м вышла роскошная, но, кажется, мало кем виденная сказка The Fall (наскребшая в американском прокате аж целых 2 миллиона долларов и ещё 1,5 в прокате мировом), а за последние полгода появилось разом два его новых фильма. Пафосная переработка греческого мифа о Тезее Immortals собрала 226 миллионов долларов и ряд гневных откликов; в случае с Mirror Mirror есть шанс, что приём у аудитории будет более тёплым. Кое-что, конечно, осталось неизменным: во-первых, Тарсем всё так же любит эксперименты со зрительным рядом - даже при явно куда более скромном бюджете (на массовке, по крайней мере, явно сэкономили; за всю королевскую стражу отдувается, навскидку, человека четыре), здесь есть на чём задержать взгляд. Весьма насыщенная картинка, буйство красок и целая галерея ярких нарядов; к слову, этот фильм стал последней работой Эйко Ишиоки, художницы по костюмам, сотрудничавшей с Сингхом над всеми его лентами. Во-вторых, здесь всё такая же беда со стройностью сюжета и его логикой: некоторые любопытные задумки не получают никакого разъяснения или развития (как вся линия с магическими умениями королевы), а часть персонажей неожиданно то исчезает из истории, то появляется в ней вновь.

Однако всё дело спасают юмор - шуток здесь действительно много, имеются довольно остроумные диалоги - и весь тот дух постмодернизма, которым пропитан фильм. Сказка разом напоминает ленты Александра Роу и Терри Гиллиама, заимствует некоторые находки из приснопамятного "10-го королевства", а также абсолютно несерьёзно относится к своим героям. Принц храбр и обворожителен, но не слишком умён, верный слуга (Натан Лейн) стремится угодить всем сторонам разом, сама Белоснежка жаждет приключений, справедливости и любви (любопытно, кстати, что сначала Лили пробовалась на роль Белоснежки в фильме-сопернике, где в итоге сыграла Кристен Стюарт), а Джулия Робертс откровенно наслаждается ролью злодейки и совсем не выглядит на свои 45 лет. Парадоксальным образом бледнее всех из актёрского состава смотрится Шон Бин, в кои-то веки не встречающий на экране мучительную погибель, но явно не понимающий что он здесь, собственно, позабыл. Впрочем, при учёте того, что экранного времени ему отведено лишь на пару минут, общей и довольно симпатичной картины это не портит.
Отдельная составляющая - политические аллюзии, подмеченные рядом зрителей: обложенный со всех сторон налогами народ, смиренно несущий своё ярмо и успокаиваемый доводами, что все налоги идут на укрепление обороны и борьбу с внешним врагом; харизматичная королева-тиран, более всего озабоченная собственной внешностью; малочисленная, но довольно активная оппозиция. Понятно, что, невзирая на обилие в кадре берёзок, Сингх вдохновлялся не российскими реалиями, но фильм, что называется, заставляет задуматься. Хотя финальная встреча Белоснежки и низвергнутой королевы наглядно демонстрирует - бывшая революционерка очень хорошо усвоила приёмы противницы, так что опыт тут воплощён явно общемировой.
Заключительный музыкальный номер - перепевка бровастой дочерью Фила Коллинза композиции иранской певицы азербайджанского происхождения Гугуш (при учёте того, что у себя на родине она считалась своего рода символом современности, а после Исламской революции 1979 года лишилась возможности выступать в Иране вовсе, видимо, подтекст имеется и здесь):
За возможность допремьерного просмотра благодарность выносится
![“Чёрт ли сладит с бабой гневной?” [info]](http://l-stat.livejournal.com/img/userinfo.gif?v=89.3)
|
</> |