Черным-темно
gomazkov — 06.07.2016Мой добрый друг – эссеист, критик, большой знаток старой русской эстрады Эмиль Сокольский – emil_sokolskij – человек чрезвычайно доброжелательный, но принципиальный. А так как я могу похвастаться лишь первым из этих двух достоинств, мы недавно очень мило поспорили по поводу вот этого варианта одного знаменитого романса, который я недавно уже выкладывал.
С разрешения Эмиля делюсь нашей «яростной полемикой», мне интересно ваше мнение.
Только – чур! – высказывать его доброжелательно. Принципиальность – не так важна: ведь мы сейчас у меня.
emil_sokolskij
Алексей, до того как послушать – у меня вопрос: почему "чернеет"? Это ведь нарушение замысла Вертинского, – то есть того, кто сделал из этого стихотворения романс!
gomazkov
Нарушение замыслов – наше кредо, Эмиль.)
Учитывая тот факт, что романс в нашем случае исполняется женщиной, мы позволили себе вернуться к оригинальному тексту Ахматовой, так что – это "нарушение назад".)
emil_sokolskij
Нет, я с этим не могу примириться; поскольку романса "Чернеет дорога" попросту не существует... Получается, что певица Юлия Зиганшина бережёт каждое слово Ахматовой, а Александр Николаевич – не очень...
gomazkov
Теперь существует!
Получается, что певица Юлия Зиганшина (при моём скромном участии) тоже считает себя творческой личностью –- не уровня Вертинского, конечно (улучшать текст Ахматовой мы бы не решились), но всё же (вернуть оригинал решились)).
emil_sokolskij
Нет, мне нужны документальные доказательства, что у Вертинского есть такой романс!!
gomazkov
Ты знаешь, за мной есть такой грех: я вообще невысоко ценю авторские права и не дышу над авторскими запятыми – разумеется, не когда речь идёт о моей работе в музее, а – так сказать, в личной жизни.
И если я крайне редко позволяю себе внедряться в замысел авторов, то это лишь потому, что обычно не считаю себя равным им по таланту: будь я Львом Толстым (по собственному ощущению), я кроил бы всё, что хотел и как хотел, без малейшего угрызения совести.) Как говаривал Россини, услышав хорошее место в чужой плохой опере: "Недурной мотивчик! Но я найду ему лучшее применение!"
Что же касается данного конкретного случая, то, боюсь, не смогу почувствовать большей вины за нарушение авторской воли Вертинского (которого люблю и ценю, поверь, не меньше твоего), чем чувствовал он, нарушая авторскую волю Ахматовой (которую я тоже люблю, но меньше, чем Вертинского)).
emil_sokolskij
Понял тебя. К сказанному добавлю, что такая практика у авторов романсов и песен есть – что-то изменять или выбрасывать, в целях осуществления их индивидуального художественного замысла. У Вертинского так и в "Моей звезде", и в "Последнем письме", уж не говорю о "редакции" романса "Дорогой длинною", ну и – Вертинский – это ж классика, как-никак :)
gomazkov
Спасибо за понимание, дорогой!
И поверь – мы тоже благоговеем, но творческий порыв бывает не сдержать!)
emil_sokolskij
Я бы иногда связывал вам руки и заклеивал рот!!!))
gomazkov
Вот вернётся цензура – ты развернёшься!)
emil_sokolskij
И штрафы организую!
gomazkov
И пороть!
emil_sokolskij
да! возрожу розги! Будут хороши и свéжи!
gomazkov
А не высечь ли заодно тебя – за издевательство над Северяниным? А его за Тургенева? А того – за Мятлева?
И пойдёт дело!)
emil_sokolskij
Если в этом ряду – сам попрошусь, чтоб высекли!
gomazkov
Вот! Вот он и найден – мотив, что влечёт нас к чужим замыслам!)
emil_sokolskij
Дорогой Алексей, прослушал, наконец, исполнение певицы Юлии Зиганшиной. Мой ответ распадается на две части: собственно искусство певицы и именно это исполнение. Безусловно, певица Юлия Зиганшина – яркая индивидуальность, она старается прожить песню, «сделать» из неё театр, – что в лучших традициях русской эстрады (Иза Кремер, Клавдия Шульженко и т.д.). Что касается исполнения известного романса «Темнеет»… прошу прощения – «Чернеет дорога» (оказывается, там и внутри ещё два анти-Вертинских момента). Певица Юлия Зиганшина «проживает» этот романс, делает его своим, темповая организация – своя, но дело в том, что петь Вертинского не «под Вертинского» едва ли возможно, кто бы ни пел, и Юлия Зиганшина не исключение: нотки Вертинского явственно проскакивают, – ну, такова традиция исполнения его песен, в конце концов. И вот в свете этого обстоятельства возвращение к стихотворному первоисточнику мне видится противоестественным. Т.е. – поёшь Вертинского? – так пой Вертинского! Таково суровое заключение литературно-музыкального критика!
gomazkov
Спасибо, дорогой суровый критик!
Вполне принимаю твоё заключение и исключительно из вредности отзеркалю: пишешь песню на стихи Ахматовой? – пиши на стихи Ахматовой! – а то можешь когда-нибудь столкнуться с вопиющей ситуацией, когда твою гениальную переделку проигнорируют и нагло вернутся к оригиналу.)
emil_sokolskij
Спорить с автором музыки при физическом отсутствии на Земле автора музыки – нечестно!)))
gomazkov
Вот тут не возразишь. Можно только проигнорировать.)
|
</> |