Чёрные дыры ЛИПовых авиадвигателей

топ 100 блогов lx_photos18.06.2019 Как все мы знаем, если долго вглядываться двигателю в зад, то оно или обожжёт, или сдует нафиг.
Чёрные дыры ЛИПовых авиадвигателей 20190601_152637
Не то в суперсовременных двигателях типа LEAP!
В них ещё внедрена функция заляпывания маслом.



Как мы уже видели из основополагающих постов про этот великоLEAPный двигатель, у него с конца капает. С заднего, что характерно.
Чёрные дыры ЛИПовых авиадвигателей 20190601_152648
И капает это масло.

Можно даже заглянуть в это страшное чёрное жерло и содрогнуться от сладкого ужаса при виде всех этих коксований - мечт шахтёра.
Чёрные дыры ЛИПовых авиадвигателей 20190601_152720

Однако, как уже неоднократно замечено, если долго вглядываться в трубу суфлирования двигателя, оттуда на тебя начинают смотреть разные интересности.
Чёрные дыры ЛИПовых авиадвигателей 20190601_152720 ed tube
И главный вопрос, просто-таки бросающийся в глаза смотрящего, есть "а что это за хрень торчит там прямо мне в харю?"
И об это будет наш сегодняшний спич.

Как всем вам известно, роторы двигателя опираются на подшипники. Их также поэтому называют "опоры".
Всем также понятно, что в двигателе LEAP-1A, применяемом как один из вариантов двигателя самолёта Airbus-320 NEO, опор таких ажно пять.
Чёрные дыры ЛИПовых авиадвигателей Cross Section
1 - Роликовый подшипник вентилятора.
2 - Шариковый подшипник вентилятора.
3 - Роликовый и шариковый подшипники компрессора высокого давления (КВД).
4 - Роликовый подшипник турбины высокого давления (ТВД), приводящей КВД.
5 - Роликовый подшипник турбины низкого давления (ТНД), приводящей вентилятор и КНД.
Внимательный читатель также заметит, что подшипники находятся в полостях, выделенных цветом.
Первые три опоры находятся в полости A, а последние две опоры - в полостях B и C соответственно.
Эти полости нужны для организации охлаждения опор маслом.
Чёрные дыры ЛИПовых авиадвигателей Oil Sys Schematic
(пока что запомните вот эту горизонтальную зелёную линию, возле которой справа написано VENTING)
Масло качается из маслобака насосом, приводимым от ротора двигателя.
После охлаждения подшипников опор ротора и зубчатых колёс коробки приводов оно откачивается из их полостей несколькими насосами - каждый насос из своей зоны.
Масляно-воздушная смесь по пути в маслобак проходит через воздухоотделитель, расположенный сверху бака.
Чёрные дыры ЛИПовых авиадвигателей ODMS
Там поступающий материал закручивается, и за счёт центробежных сил масло стекает по стенкам, а воздух выходит посредине через клапан поддержания давления в баке.
Масло стекает через датчик посторонних частиц.
Чёрные дыры ЛИПовых авиадвигателей ODM
Этот датчик задерживает магнитные частицы, а также по их числу вырабатывает импульсы, пропорциональные массе частицы. Эти импульсы используются электронным блоком двигателя для отслеживания количества таковых загрязнений в масле. При превышении заданного порога выдаётся сообщение на дисплей.

Излишний воздух из маслобака отводится в коробку приводов. Коробка приводов суфлируется (сообщается с атмосферой) вместе с полостью A через канал внутри вала КНД-ТНД.
Далее этот канал переходит в трубу, закреплённую к корпусу ТНД.
Чёрные дыры ЛИПовых авиадвигателей Vent Tube

И выводится в природку.
Чёрные дыры ЛИПовых авиадвигателей Exhaust Vent

Из этого описания также понятно, что если мы хотим добиться отличия авиадвигателя от автомобиля типа УАЗ, то мы должны избегать принципа "если масло из УАЗа не капает, значит, его там нет". То есть, масляные полости опор роторов надо уплотнить для избежания потери масла.
Масляные полости опор быстровращающегося ротора большого размера уплотняются обычно двумя похожими, но разными способами. Это либо наддуваемое бесконтактное уплотнение в виде лабиринта (в сечении это выглядит как если вставить встречно две расчёски с редкими зубьями навстречу друг другу). Либо графитовое контактное уплотнение.
В этом двигателе для уплотнения полости A применено именно что графитовое уплотнение.
Графитовые уплотнения хороши, но не идеальны. И для поддержания масла внутри полостей опор эти уплотнения наддуваются снаружи. Воздух, наддувающий уплотнения, просачивается через них, не давая маслу вытекать в проточный тракт двигателя.
Уплотнения полости A, содержащей опоры 1, 2 и 3, наддуваются воздухом от компрессора низкого давления (КНД).
На пониженных режимах работы двигателя этот воздух имеет недостаточное давление для качественного уплотнения полости. А если эту полость не уплотнять, то масло может попадать в проточный тракт, и далее в систему кондиционирования воздуха салона.
Но если невозможно увеличить давление снаружи уплотнения, то можно уменьшить давление с внутренней стороны.
Поэтому в маслосистему введён дополнительный клапан. В условиях, вызывающих пониженный перепад давлений на уплотнении, он открывается и подаёт воздух от 7 ступени компрессора высокого давления (КВД) к эжектору, создающему разрежение в трубе суфлирования полости A.

Этот-то эжектор мы и видим, когда вглядываемся в торчащую сзади двигателя трубу.
Чёрные дыры ЛИПовых авиадвигателей 20190601_152720 ed tube

А теперь попробуйте со всем этим заснуть. Мир для вас уже никогда не будет прежним.

View Poll: #2093590


P. S.
А так как LEAP-1B, что на Boeing-737 MAX, похож на -1A, то и эта херь у него ровно такая же.


При публикации указывайте первоисточник.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Днюха. Днюха! Наша днюха!!! Наше сообщество — это странный и сложный организм. В нём каждая частица живёт своей отдельной жизнью, и, наверное, иначе быть не может. Блогеры — люди ...
Один российский режиссёр просит написать про два его известных фильма. О первом из них уже не могу, поскольку должен был бы попасть во второй том. А я же занимаюсь сейчас четвёртым томом. Вот там вполне вероятно размещение моего текста о второй картине этого постановщика. Но всё-таки я ...
Как неделя пробежала... Только из ленты узнала, что пятница пришла... Всем удачи и добра, погода нас услышит, думаю и солнце выглянет? ...
Решили рисовать каждый день, получать удовольствие от процесса и оттачивать навыки? Перед вами постинг для поддержки этого начинания вне зависимости от уровня вашего мастерства. Рисуйте чаще, рисуйте каждый день - "365 зарисовок" или просто так. Показывайте свои работы в комментариях. ...
-Адель! Так изменилась ты. Взрослая и красивая. -Ааа... добрый день... -Я Кристина. Крестная. -О! Простите меня баронесса, я и не узнала сразу. Столько времени мы не... -Ну какая я тебе баронесса. Ты здесь ленты к балу себе выбираешь? Вот смотри – золото с синей глазурью – как ...