Чёрная дыра, или Схлопывание системы

Наша вселенная схлопывается.
Речь не о космической реальности, а о культурной или, если угодно, духовной, внутри которой мы родились, сформировались, жили и продолжаем жить, кое-как пытаясь приспособиться к новым, крайне недружественным, условиям обитания.
Это - вселенная русской культуры, вобравшая в себя за века своего существования огромное множество миров, слоёв и субсистем.
Когда-то, в пресловутые "лихие" 90-е годы, ситуация ещё не выглядела столь трагической и безнадёжной. Тогда казалось: вот сейчас мы пройдём короткую и опасную зону турбулентности, а дальше всё пойдёт как по маслу. Ведь наш народ так талантлив, так богат на сногсшибательные идеи, так хитёр на выдумку... Всё образуется, только бы не мешали, а лучше - чуть-чуть помогали.
Даже тревожные сигналы о том, что мы уже рухнули в демографическую яму (в 90-е рождалось очень мало детей), вызывали, вместе с естественной озабоченностью, некоторый кураж.
Я-то, наивная, думала: и ладно, что новое поколение будет малочисленным - это как раз удобный случай резко перейти к интенсивному способу производства и к экономике знаний и информации. Каждому школьнику, рождённому в 90-е, есть возможность создать все условия для продуктивной учёбы (если, например, в классах будет не 30 человек, а 15), а потом можно будет дать самое лучшее высшее образование всем, кто этого захочет и кто "потянет". Учителя и профессора, освободившись от рутины массовости, смогут заняться творчеством как на педагогической, так и на научной ниве. Ломать систему нет смысла: она пока что работает. Новое само прорастёт сквозь устои и проникнет хоть в дверь, хоть в окно, если только не заколотить все отверстия. Дети 90-х - поколение с изначально свободным мышлением. Потенциально - поколение интеллектуалов, которые смогут создать Россию 21 века.
Ну-ну... Что происходит сейчас со школой и высшим образованием, все, я думаю, видят и знают.
Именно для поколения 90-х сейчас захлопнуты все двери, отключены все социальные лифты и опечатаны все выходы. Дебильное и вредное ЕГЭ, клерикальное промывание мозгов, поощрение воинствующего бескультурья, а вдобавок - тотальная коммерциализация вузов. Бюджетных мест мало, по некоторым гуманитарным специальностям их нет совсем. Аспирантуру сокращают, факультеты закрывают или сливают... Даже головные вузы не чувствуют себя в безопасности, ибо вынуждены подчиняться взбрыкам ополоумевших "эффективных менеджеров" из обоих министерств, которые, в свою очередь, раболепно исполняют бездумные приказы кремлёвских пацанов. А те, похоже, руководствуются случайно где-то подслушанной фразой из гениального фильма "Кин-дза-дза": "Скрипач не нужен". Скрипач, историк, филолог, ботаник, математик, поэт, режиссёр...
За прошедшие годы режима антипросвещения сколько раз доводилось читать и слышать даже от вроде бы не чуждых культуре людей: дескать, зачем нам 100 оркестров? Хватит двух, но хороших. И зачем в Москве 100 театров на дотации? Оставим штук пять самых топовых, остальные пусть закрываются или крутятся как могут. А куда столько театральных и музыкальных вузов? Нам что, реально требуется каждый год 300 новых актёров или 300 пианистов? "Звёздами" и лауреатами международных конкурсов станут из них двое-трое, остальные - так, балласт. Для чего тратить деньги на их образование?..
Я не знаю, как объяснить неглупым людям элементарные истины, понятные всякой вдумчивой кухарке, которая взялась бы управлять государством.
Культуре равно нужен и лауреат, собирающий залы с аншлагом, и честный трудяга-оркестрант, и скромная учительница в музыкальной школе, которая кому-то впервые открывает глаза и уши на красоту мелодий Чайковского или прелесть двухголосных инвенций Баха. Если все этажи системы заполнены пропорционально и равномерно, то культура живёт и развивается. Если нет - начинается схлопывание.
Зачем нам 100 оркестров или 100 театров? Да именно затем.
Если работают 100 коллективов, то приличных из них будет, допустим, 20, очень хороших 10, а блестящих - искомые два-три. Но если оставить только вершину, а всё остальное убрать, то блестящие вскоре увянут, погрязнув в рутине, закоснев в гордыне и утратив чувство соперничества. Неужели это никому не понятно?
Опять же, приведу простейшую житейскую аналогию: в саду расцвела великолепная роза. Можно срезать цветок и любоваться им, пока он не скукожится, а ствол и корни уничтожить: зачем они, если толку от них уже никакого. Мысль о том, что новые бутоны могут родиться только при условии существовании всего растения, в голову горе-садоводов почему-то не приходит. Я уж не говорю про мысль о том, что для процветания розы необходима и культивированная земля, и подпорки, и насекомые, опыляющие цветы...
То же самое касается представителей якобы никому не нужных гуманитарных профессий. Как объяснить технократам, выкормленным в чекистских заповедниках, зачем нужны искусствоведы и музыковеды, чем они вообще занимаются, и почему диссертация про какую-нибудь средневековую рукопись может быть вполне востребованной, пусть и в узких кругах специалистов?.. Эти начётники из компетентных органов затвердили краткий списочек волшебных заклинаний ("инновации", "внедрение", "актуальность"), и реагируют только на них, как собака Павлова на мигание заветных лампочек. Они думают, что наука - это только то, где можно точно посчитать, вывести формулу, на её основе построить некий механизм, а его запустить в производство, чтобы зарабатывать деньги. И они категорически не понимают, что наука - это мир знаний, в том числе и знаний об истории, об искусстве, о самом познании. Чем больше знаний, чем лучше для культуры в целом: так происходит расширение и преумножение системы. Чем меньше, чем система ближе к схлопыванию.
Русская культура тут на особом положении.
Если, допустим, в какой-нибудь другой европейской стране, - наобум назову хоть Швецию, хоть Грецию, - не обнаружится собственных специалистов по творчеству Монтеверди или Вареза, то проблема окажется не самой трудной: на Западе все учёные читают по-английски, а многие и ещё на нескольких языках, соответствующая литература легко доступна через библиотеки и сетевые магазины.
У нас иностранными языками владеют далеко не все, кто заинтересован в расширении своих знаний. Фонды библиотек далеко не всеобъемлющи, система межбиблиотечных заказов приказала долго жить, выписать книги из-за границы тоже не очень просто (а теперь, благодаря госдуре, если книга дороже 150 долларов, гони с неё налог как с предмета роскоши!).
Поэтому каждый настоящий специалист у нас на самом деле - на вес золота.
Всё-таки должен внутри системы быть человек, который, например, знает всё или почти всё про какое-нибудь раннее кватроченто, или про барочно органостроение, или про жизнь и творчество того же Монтеверди или Бетховена. А лучше, чтобы таких людей было как минимум несколько. Они-то и составляют экспертное сообщество, и внутри этого сообщества поддерживают высокие профессиональные стандарты, воспитывают учеников, распространяют свои знания...
Кстати, о Бетховене.
Знаете, сколько у нас в стране, да и вообще на просторах СНГ, специалистов экспертного уровня?
Я знаю всего трёх (включая себя). Причём один из трёх фактически ушёл из этой сферы и уже давно занимается совсем другими проблемами.
В результате, если вы в Яндексе наберёте слово "Бетховен", то первое, что выскочит в подсказке поиска - название зоомагазина. Если же проигнорировать подсказку и нажать кнопку, то опять, после статьи в Википедии всплывёт пресловутый зоомагазин и ссылки на одноименный фильм про собаку. И никаких ссылок на труды музыковедов.
Создаётся впечатление, что всех нас сознательно выдавливают из этой реальности.
Прежде была надежда, что нам оставят хотя бы наши резервации и кастальские заповедники, наши "факультеты ненужных вещей". Там мы будем худо-бедно растить новую популяцию, чтлбы связь не прервалась, и было кому передать наше знание.
Нет, загребущие лапы оптимизаторов дотянулись и сюда. Сколько уже пришлось подписать петиций типа "немедленно остановите разгром" (далее можно подставлять почти любое научное или культурное учреждение). "Ну пожалуйста, мой милый, мой хороший Бармалей"...
Впрочем, наука, особенно точная и связанная с экспериментальной конкретикой, находится в несколько лучшем положении. Она имеет выходы на международные просторы. Физику, биологу, математику, которому обрыдли бандитские атаки власти на АН, легче сменить страну и среду обитания, чем тому, чья деятельность связана с родным языком. Гуманитарии - самые уязвимые в нашей ситуации. Большинству из нас трудно или совсем невозможно не иметь никаких дел с государством и не зависеть от бюджета - по той просто причине, что у нас нет частных консерваторий, частных исследовательских институтов и крупных частных музеев. Приработок на стороне - это пожалуйста, но гуманитарию нужна среда, чтобы расти профессионально и развиваться в разных направлениях (ученики тоже многому учат нас, не только мы - их).
Система схлопывается.
Нас становится всё меньше.
И от нас насильственно отторгают и наших потенциальных учеников, которым не дают возможности поступать в вузы, и нашу потенциальную аудиторию.
Книги по искусствоведению выходят тиражами в 300-500 экземпляров - как раз, чтобы подарить кучке друзей и коллег и отослать в несколько крупных библиотек.
Гуманоидов, искренне не понимающих, зачем мы вообще нужны - всё больше.
В стандартизированных мозгах дорвавшегося до власти обывателя "культурка" - это что-то вроде вишенки на торте или бантика на шляпе. Убери - никто не заметит.
Для приличия, конечно, можно оставить отборный ряд громких имён. По одному в каждой сфере. Как в кроссворде: итальянский композитор - Верди, русский художник - Репин, танец - вальс. Вот и у нынешних вершителей судеб примерно так же.
Оптимизаторам невдомёк, что, если на свете что-то и останется от России, то это её культура и искусство.
И если в нынешнем мире что-то и оправдывает существование России, то только и исключительно культура и искусство.
Благодаря культуре и искусству нас, может быть, когда-нибудь простят, как простили немцев и австрийцев.
|
</> |