Чем здоровая любовь отличается от невротической?

Вчера досмотрела итальянский психологический триллер "Лучшее предложение", который когда -то посоветовала мне посмотреть Наташа Просточка . Этот фильм даёт яркое представление о классическом случае невротической любви . Блестящий европейский джентльмен и тайный женоненавистник, тонкий знаток и гурман искусства, состоятельный аукционист Вёрджил Олдман , немного напоминающий Чеховского человека в футляре, никогда не снимает чёрных перчаток и вообще ведёт крайне замкнутый образ жизни , никого в неё не впуская . Создаётся впечатление, что он панически боится женщин, и зритель укрепляется в этой мысли , когда понимает, что богатая коллекция женских портретов кисти самых знаменитых художников , которую Олдман тщательно скрывает в недрах своего роскошного особняка , чтобы долгими одинокими вечерами любоваться этим своим виртуальным гаремом , является своеобразной сублимацией нереализованной потребности отношений с реальной женщиной .
И поэтому неслучайно герой попадает в сети опытной аферистки Клэр , которая со знанием дела отзеркаливает его фобии и ловко заманивает в любовные сети . Особенно показательно в этой истории , что замкнутый в себе Олдман , отвергающий любую мысль о присутствии женщины в его жизни, западает именно на психопатическое поведение якобы ещё более замкнутой Клэр, которая играет на чувствах этого эксцентричного пожилого богатого джентльмена , разжигая его мужское любопытство и к тому же интригуя Вёрджила и постоянно устраивая ему холодный душ, то отталкивая , то приближая к себе . Эти эмоциональные качели дают герою необходимый адреналин, которого он был лишён в жизни . И поэтому Вёрджил намертво влюбляется в эту психопатку и в тот адреналин, который получает от отношений с ней . Клэр действует по классической схеме соблазнения скрытого мазохиста, то умело приближая его к себе , то снова оскорбляя и отталкивая . Видимо, на подсознательном уровне ему нравится получать вербальные пощёчины от женщины , а затем по контрасту принимать от неё искренние извинения . Это и есть типичный случай невротической любви, которая довольно часто берётся в качестве сюжета на вооружение знаменитыми писателями и сценаристами мирового кино.
Что касается Вёрджила, то чисто психологически его поведение вполне обоснованно. Наверное , в каждом , даже самом замкнутом и циничном мужчине, живёт вера в сказку. И для Вёрджила ипостась доброго волшебника , избавляющего Клэр от её фобии , оказывается очень притягательной . Кроме того, немалую роль в этой истории играет значительная возрастная разница, как как Клэр годится пожилому Олдману почти во внучки, наверняка можно ещё говорить и об известном синдроме беса в ребро.) В итоге Клэр оказывается мошенницей, и Олдман лишается главной своей гордости и отрады для души , картинной галереи с женскими портретами , и остаётся с разбитым сердцем , ещё более укрепляясь в своей ненависти к женщинам. И кто же ему виноват , что адекватной любви он боится и западает только на невротические страсти ? В связи с этим сюжетом появляется вопрос, а чем здоровая любовь отличается от невротической
Согласитесь, любовь- чувство, призванное дарить радость, а не страдание. То есть, с критериями здоровой любви , на мой взгляд, всё достаточно ясно и просто : если человек с адекватной самооценкой получает от своих любовных эмоций радость и , как минимум, хотя бы гармонию спокойствия -это более чем нормально. Если же любовь основана на адреналине и подпитывается нездоровыми психопатическими импульсами и эмоциональными качелями или если любовь безответная, неразделённая, да ещё длящаяся долгие годы , то в сухом остатке это означает лишь одно : человек любит того, кто не любит его . И что бы ни говорили сторонники подобной любви, что это тоже норма , никогда не поверю. Такой человек автоматически ставит себя в позицию жертвы , он просто обречён на когнитивный диссонанс, так как для него любовь становится синонимом страдания, и в "в награду" он получает самооценку ниже плинтуса. Кроме того , привыкая терпеть душевное страдание , он считает его вполне заслуженным. И в результате привлекает к себе или манипулятора или афериста . Психотерапевты расценивают такое чувство как невроз, а такую любовь как невротическое хождение по мукам, когда поведение человека напоминает поведение наркомана, подсевшего на адреналин, на страдание. Не секрет, что некоторые буквально упиваются этим своим страданием и носятся с ним , как с медалью. Такие люди, как правило, влюбляются в заведомо недоступный для себя объект : или в женатого- замужнюю, или в человека из другого города, или в того, кто намного моложе и наверняка будет их использовать . Но в любом случае чисто подсознательно такие люди намеренно выбирают себе "мучителя", то есть, того, кто уже изначально не может ответить на их чувства. Им требуются адреналиновые страдания , для них это наркотик, который делает их эмоционально пустую жизнь ярче. И как только выбор сделан, начинают жить полной страдания жизнью. Именно так они представляют себе любовь и полноту жизни. Без таких сильных эмоций им попросту скучно. Им уже изначально скучно с теми, кто тоже мог бы полюбить их в ответ. В классической литературе, которая зеркально отражает жизнь, таких примеров воз и маленькая тележка. Только навскидку могу привести "жертв" безответной любви и в мужском , и в женском варианте . Желтков, Павел Петрович, Райский, Анна Каренина, Нина - чайка.
Моя личная формула такова . Любовь не подпитывается нездоровыми страстями , и она всегда взаимна. Если из любви ушла взаимность, то любовь на этом закончилась. Нельзя принимать за любовь адреналиновые качели , страдание, уязвлённое самолюбие, боязнь одиночества и т д .
Приведите примеры невротической и здоровой любви из фильмов и книг.
|
</> |