рейтинг блогов

Чем мы дышим в транспорте Москвы: Один день в метро и МЦК

топ 100 блогов victorborisov04.10.2017Здоровье Чем мы дышим в транспорте Москвы: Один день в метро и МЦК
Я взял автономный измеритель качества воздуха и провёл в общественном транспорте 7 часов, проехав за это время более 100 станций метро и МЦК (а также несколько остановок на троллейбусе). Данное исследование показало, что в общественном транспорте города есть серьёзные проблемы с вентиляцей, которые негативно влияют на здоровье пассажиров. В частности, отсутствие приточной вентиляции и большое количество пыли является причиной астматических и аллергических заболеваний.

Предлагаю ознакомиться с результатами измерений на графиках под катом. Поехали!


3. САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПАССАЖИРСКИМ ПОМЕЩЕНИЯМ МЕТРОПОЛИТЕНОВ
3.1. Требования к пассажирским помещениям
станций метрополитенов

3.1.2. Содержание загрязняющих веществ в воздухе не должно превышать максимальных разовых предельно допустимых концентраций для атмосферного воздуха населенных мест, концентрация смешанной пыли - 0,5 мг/м3, содержание двуокиси углерода в летнее время - 0,1%, а в остальные сезоны года - 0,12% по объему.


Как можно видеть, ПДК по количеству пыли вообще запредельные (0,5 мг/м3 = 500 мкг/м3), по международному индексу AQI (Air quality index) при такой концентрации пыли вообще находиться нельзя. Но здесь никаких претензий к метрополитену нет, норматив установлен, он соблюдается.

С концентрацией углекислого газа установленный норматив 1000 ppm летом и 1200 ppm в остальные сезоны года. Различия в цифрах обусловлены тем, что таким образом пытаются экономить энергоресурсы требуемые для подогрева приточного уличного воздуха (хотя ведь существует рекуперация). Опять же отмечу, к вентиляции станций, перегонов и наклонных ходов в метро нет никаких вопросов — вентиляция превосходная. А вот с подвижным составом всё гораздо хуже. Также отмечу, что международные стандарты в настоящий момент рекомендуют не дышать воздухом с концентрацией углекислого газа более 700 ppm.

Графики

По клику можно открыть графики отдельно т.к. автоматическое форматирование кажется уменьшает их из-за большой длины.

Начнём с концентрации углекислого газа. Я отметил линиями уличный фон (400 ppm), хороший уровень (700 ppm) и плохой (> 1000 ppm). Комментарии по линиям напишу далее, рядом с фотографиями. Ещё раз отмечу, что на Кольцевой, Арбатско-Покровской линиях метро и на МЦК есть превышение нормативов.
Чем мы дышим в транспорте Москвы: Один день в метро и МЦК
Чем мы дышим в транспорте Москвы: Один день в метро и МЦК

И график количества пыли с отметками в соответствии с индексом AQI. Хорошо видно, что на большинстве линий (в основном это касается тех линий, где эксплуатируются «номерные» вагоны без кондиционеров и фильтров) есть существенное превышение по количеству пыли (более 55 мкг/м3). Самый чистый воздух в вагонах МЦК, но там и с приточной вентиляцией не всё хорошо.
Чем мы дышим в транспорте Москвы: Один день в метро и МЦК
Чем мы дышим в транспорте Москвы: Один день в метро и МЦК

Отдельно можно загрузить графики температуры и влажности. Стоит отметить, что измерения температуры инерционны т.к. датчик находится внутри корпуса, который медленно нагревается и медленно остывает. А здесь есть данные по температуре, влажности и освещённости на всём маршруте (эта метка компактнее и температура обновлялась быстрее).

Маршрут

На Сокольнической линии метро эксплуатируются вагоны без кондиционеров со сквозными вентиляционными отверстиями в крыше. Никаких претензий к вентиляции в вагонах нет, лишь в самом центре города, на самых старых станциях концентрация углекислого газа поднялась вплотную к 1000 ppm. Это связано во-первых с большим количеством пассажиров, а во-вторых с тем, что вентиляционная система этих станций строилась очень давно, к тому же воздух забирается непосредственно с улицы, а в это время в центре города пробки. Эти вагоны не оборудованы кондиционерами, а ещё многие жалуются на то, что в них очень шумно.
Чем мы дышим в транспорте Москвы: Один день в метро и МЦК

Пересаживаемся на МЦК. Вагон практически пустой, нет пыли, концентрация углекислого газа в норме. Есть предположение, что в «Ласточках» есть и работает полноценная приточная вентиляция, но она оборудована фильтрами, которые требуют периодической очистки. В данном составе приток с улицы есть т.к. СО2 в норме, и он однозначно фильтруется т.к. нет превышения по пыли PM2.5.
Чем мы дышим в транспорте Москвы: Один день в метро и МЦК

Пересаживаемся на серую ветку. Здесь эксплуатируются поезда «Ока» оснащённые кондиционерами. Несмотря на то, что концентрация СО2 укладывается в нормы, в салоне присутствует запах затхлости и плесени, то есть система вентиляции уже пропитана вирусам и бактериями. Возможно, когда включают кондиционеры, то отключается приточная вентиляция. Обязательно надо провести ещё один замер на этой линии в час пик.
Чем мы дышим в транспорте Москвы: Один день в метро и МЦК

Пересаживаюсь на Каховскую линию. Сюда я поехал для того, чтобы сделать замеры в «Яузе». Вагоны старые, с очень низкой освещённостью. Кондиционера нет, но в потолке расположены сквозные вентиляционные отверстия и вагоны неплохо продуваются. Впрочем, линия слишком короткая, чтобы пассажиры успели много надышать.
Чем мы дышим в транспорте Москвы: Один день в метро и МЦК

Перешёл на Замоскворецкую линию. Здесь такие же «номерные», как и на Сокольнической ветке. И очень свежий воздух. Но, к сожалению, очень пыльный.
Чем мы дышим в транспорте Москвы: Один день в метро и МЦК

Следующая линия на маршруте — Люблинско-Дмитровская. Снова «Яуза» без кондиционера. Я сел на конечной станции в пустой вагон, постепенно количество пассажиров увеличивалось, это хорошо видно по графику. Но в целом вентиляция в таких вагонах отличная. Но сама линия достаточно пыльная.
Чем мы дышим в транспорте Москвы: Один день в метро и МЦК

А теперь самое сложное испытание для пассажиров — Кольцевая линия. Здесь эксплуатируются вагоны «Русич», у которых официально подтверждено, что приточная вентиляция неэффективна. Смотрим график и не удивляемся. Концентрация углекислого газа зашкаливает (и это ещё не час пик), а количество пыли умеренное (подтверждение того, что извне в вагон не поступает свежий воздух). В вагоне стоит стойкий запах пота, плесени и «вирусов». Пассажиры зевают и чихают.
Чем мы дышим в транспорте Москвы: Один день в метро и МЦК

Пересаживаюсь на Таганско-Краснопресненскую линию. Здесь меня интересуют новейшие поезда «Ока» и «Москва». Начнём с «Москвы» хоть её и пришлось подождать. Судя по графикам в вагонах есть работающая приточная вентиляция. В вагоне нет пыли и поддерживается нормальный уровень концентрации углекислого газа.
Чем мы дышим в транспорте Москвы: Один день в метро и МЦК

Вышел на Баррикадной, чтобы пересесть на «Оку». Обратите внимание на то, сколько частиц PM2.5 в воздухе на самой станции. А вот в «Оке» почти полный порядок, мало пыли и почти в норме концентрация углекислого газа. Правда всё равно присутствует ощущение застоявшегося воздуха. То есть фильтры в системе кондиционирования грязные и на них живут и размножаются бактерии.
Чем мы дышим в транспорте Москвы: Один день в метро и МЦК

После этого я сделал перерыв и зашёл в кафе с нормально работающей вентиляцией. Обратите внимание, что в кафе пыли меньше, чем на улице. А по графику концентрации углекислого газа наглядно видно в какое время в каше зашли новые посетители. Вообще по концентрации СО2 можно даже посчитать сколько человек зашло и вышло из вагона.

Снова сел в «Ласточку» на МЦК. Душный воздух, пропахший плесенью. Сенсор не обманывает — концентрация СО2 превышает ПДК. Пыли тоже нет, значит уличный воздух либо хорошо фильтруется, либо просто не поступает. Обратите внимание на резкие пики на графике во время остановок — хорошо видно, как вагон проветривается за счёт открытых дверей.
Чем мы дышим в транспорте Москвы: Один день в метро и МЦК

И снова попадаем в подземный ад. На этот раз на Арбатско-Покровскую линию. Здесь нас поджидают «Русичи», у которых, как мы помним, приточная вентиляция не работает.
Чем мы дышим в транспорте Москвы: Один день в метро и МЦК

Сначала я сел в вагон, в котором было открыто одно окно. Я проехал одну станцию и для чистоты эксперимента перешёл в соседний вагон. Но и в соседнем вагоне обнаружилось открытое окно (примерно в 10 метрах от меня).
Чем мы дышим в транспорте Москвы: Один день в метро и МЦК

В этот момент кто-то закрыл это единственное окно. И тут мы видим по графику, что концентрация СО2 ушла далеко за 1500 ppm. Запершило в горле и зачесались глаза. Это просто невыносимо регулярно ездить в таких вагонах.
Чем мы дышим в транспорте Москвы: Один день в метро и МЦК

Пересаживаемся на Солнцевский радиус Калининско-Солнцевской линии. Почему-то на станции Парк Победы очень много пыли (осталась со строительства?). Вагоны здесь новые и практически пустые — пыли нет, концентрация углекислого газа в норме.
Чем мы дышим в транспорте Москвы: Один день в метро и МЦК

Чтобы добраться до дома сажусь на троллейбус. И тут меня поджидает ещё одно открытие. Дышать в нём нечем, т.к. окна закрыты (на улице же холодно). Двери открываются очень кратковременно и салон через них вентилируется очень плохо. Отсутствие пыли по сравнению с улицей говорит о том, что вентиляции в троллейбусах нет в принципе. Предполагаю, что аналогичная история и с автобусами, оснащёнными кондиционерами, т.к. летом хорошо видно как стёкла в них покрыты конденсатом (существует почти прямая связь между уровнем влажности и концентрацией СО2).
Чем мы дышим в транспорте Москвы: Один день в метро и МЦК

Перед самым домом заскочил ещё в одно кафе, в котором в принципе отсутствует приточная вентиляция (кажется, это даже нарушение противопожарных норм).


И еще раз хочу напомнить, что кондиционер не подаёт свежий воздух! Обычно кондиционер работает в режиме рециркуляции и охлаждает внутренний воздух. Но для человека очень важно дышать чистым воздухом с низкой концентрацией углекислого газа. Поэтому, если система кондиционирования не совмещена с приточной вентиляцией, то при включенном кондиционере ВСЕГДА нужно держать открытым окно. Также на фильтрах кондиционера, который долго работает в режиме рециркуляции в помещении с людьми поселяются и разможаются опасные вирусы и бактерии, которые потом попадают обратно в воздух.
Чем мы дышим в транспорте Москвы: Один день в метро и МЦК

Выводы

Во-первых, не стоит ездить на поездах «Русич» (Кольцевая и Арбатско-Покровская линия). Категорически не стоит ездить на «Русичах» если вы аллергик или астматик. Во-вторых, это же относится к наземному транспорту и некоторым «Ласточкам» на МЦК. Чтобы как-то исправить ситуацию, в «Русичах» и на наземном транспорте нужно открывать форточки и люки. Плохо, что обычно они закрыты на трёхгранный ключ, который не у всех есть с собой.

Обслуживающим организациям нужно уделять повышенное внимание к работоспособности приточной вентиляции и очистке фильтров на поездах «Ока» и «Ласточка». Забитая или неработающая вентиляция — нарушение нормативов СП 2.5.1337-03. Возможно вентиляцию не включают для экономии энергоресурсов, возможно обслуживающий персонал просто не знает как ей пользоваться.

Но факт остаётся фактом, в вагонах без кондиционеров, со сквозными вентиляционными отверстиями в крыше, проблем с вентиляцией нет. Также как и нет проблем с вентиляцией на самих станциях метро. Проблема с вентиляцией есть в подвижном составе. Страшно представить какая концентрация углекислого газа будет в вагонах без приточной вентиляции в час пик.





---

Добавляйте мой блог в друзья, чтобы не пропустить новые статьи!

Оставить комментарий



Посты по теме:
This RSS feed URL is deprecated, please update. New URLs can be found in the footers at https://news.google.com/news

ТАСС

Суд подтвердил, что воздух в метро Москвы и на МЦК безопасен для здоровья пассажиров
ТАСС
МОСКВА, 25 июня. /ТАСС/. Суд удовлетворил иск Московского метрополитена к "Общей газете", которая ранее опубликовала статью о том, что воздух в поездах столичного метро и Московского центрального кольца (МЦК) опасен для здоровья пассажиров. Судебным вердиктом ...
Воздух в метро и на МЦК безопасен для пассажировВести.Ru
Суд подтвердил безопасность воздуха в метро и на МЦК для пассажировLenta
Суд подтвердил безопасность воздуха в метро и на МЦК для здоровья пассажировКомсомольская правда
РИА Новости -Агентство "Москва"
Все похожие статьи: 183 »

Новая газета

Верить — значит жить
Новая газета
У нас тоже есть метро, но современное — там нет никаких собак, понимаешь? И мы с Хуаном-Карлосом стали бросать в воздух монетки на удачу — так делают в Эквадоре. Совсем молодой парень в футболке с французским флагом оказался аргентинцем Мартином — приехал на ...

Архив записей в блогах:
lenta.ru:: Сулима Ямадаева похоронили в ДубаеБывший командир батальона "Восток" Сулим Ямадаев похоронен в Дубае, заявил его брат Иса. Церемония заочных похорон проходит также в Гудермесе в доме Ямадаевых. Ранее некоторые СМИ сообщали, что тело ...
Ну и я напишу. =) Все холивары пропустила, уезжала. Сейчас прочитала и удивилась - насколько же все зависит от точки зрения. =) Вот я например совершенно не считаю, что Лялечка - сообщество оголтелых фанатиков ГВ. =) Скорее наоборот. Объясню. Я сама ...
Пурим - Холокост наоборот. Праздник в память о дне, когда евреям дали право ...
 Да, спутник запущенный в воскресенье в 4.00 мск оказался настолько секретным, что Маск, ни службы слежения до сих пор не могут его найти. Хотя экспертам всё было ясно еще, практически, на старте. Секретный спутник Zuma стоимостью миллиарды долларов, запущенный с космодрома во ...
Сегодня в Лужниках Спартак проведёт свой ответный матч 1/8 Лиги Европы против амстердамского Аякса. Как стало известно ещё в середине недели, место в воротах Аякса займёт не Штекеленбург, а стокилограммовый Ерун Верхувен. Специальный ...
  • drown_me_in_tea : Сегодня я так много ездила по метро Думаю, что неплохо умереть так. Ну, на рельсах электрички. Не в метро, где-то… https://t.co/3L8OZ4jmpa

  • Eugen4eck : RT @CMEXOB: — Вентиляционная шахта метро в центре Москвы забирает воздух у богатых и отдает его бедным.

  • Alevave_Kin : чтобы грется осенними днями жадно воздух с тобою пить находить тебя рядом и думать как же можно тебя не любить как… https://t.co/lzEKDT3Btg