ЧЕМ МЕНЬШЕ В ПИАЛЕ НАЛИТО ЧАЯ, ЧАСТЬ ВТОРАЯ
Сообщество "ПРИСТАНЬ ОПТИМИСТОВ" — 19.08.2011Из Ташкента мы вылетели в Андижан, этому городу более 2000 лет.
Первым делом я отправилась в местный Совет по туризму, чтобы
доложить о прибытии группы и позвонить в своё Бюро путешествий.
Встретила меня симпатичная девушка с модной стрижкой,
познакомились, разговорились. Она стала рассказывать о республике,
о городе и как меняются узбекские женщины, вместо своих знаменитых
косичек они начинают носить стрижки.
Разместились мы в номерах андижанской гостиницы, где был ресторан,
а также устраивали дискотеки. Там жили не только туристы, но и
лётчики ВС. Над нашей головой постоянно был слышен рёв реактивных
самолётов, летали в Афганистан и обратно домой.
Этот маршрут был тогда новый, обычно туристов возили в другие места
Узбекистана. Хотя в Андижане тоже есть чего посмотреть интересного.
Город считается родиной Захиреддина Мухаммада Бабура,
великого поэта и полководца, одного из последних представителей
династии тимуридов, основателя империи Великих моголов. Там и по
сей день сохранился дом Бабура, он открыт для туристов. Андижан
встречается в старинных источниках, в IX-X веках входил в состав
государства Саманидов. Многие века город служил восточными воротами
в Ферганскую долину. Единственный архитектурный памятник, выживший
в землетрясении 1902 года, огромное Джами медресе. Построенное в
конце XIX века, это здание весьма впечатляет. Мы много
фотографировались на его фоне и были на экскурсии внутри.
Выполнив программу «Познание родного края», добрались из Андижана
на автобусе до турбазы «Ширманбулак», расположенной в предгорье
Тянь-Шаня. Заняли деревянные домики, кто в низине, кто-то на склоне
гор. Кормили в столовой, удобства были во дворе. На территории
турбазы работал бар.
Домик, где нас жило шесть девчонок, находился напротив бара,
отдыхая на своей кровати, могла наблюдать, кто заходит в бар, и в
каком состояние выходит. Зная об этом, мужчины нашей группы
пробирались тайком, чтобы пропустить рюмашку.
В деревянных стенах нашего убежища были вбиты здоровенные гвозди,
кто их туда впиндюрил и зачем, истории неизвестно. Возвращаясь в
свой домик, мы с порога «вешали» на эти гвозди свои кепки,
размахивались, бросали и радовались, как дети, если наш головной
убор приземлялся там, где было нужно. А не хлопался о стенку и
падал на кровать. К концу отдыха мы здорово поднаторели в
меткости.
Как-то зашёл к нам начальник турбазы, молодой, колоритный мужчина.
И стал говорить мне, что некоторые девочки не ночуют в своём
домике. Я от таких наговоров возмутилась:
-Наши девочки бывают дома в 11 часов вечера, все, как одна!
Он красноречиво посмотрел на пустующий гвоздь, сидя развалившись за
столом, где обычно висела кепка одной из нас, я – на часы, до отбоя
оставалось пять минут. Придёт!
- Не придёт! – утверждает он и спорит на ящик коньяка. Смотрю на
часы, в запасе ещё три минуты.
Вдруг дверь с шумом распахивается, влетает запыхавшиеся девчонка
и с размаху, по заведённой традиции, «вешает» свою кепку на место.
Заметив гостя, смущается. Ведь «вешать» кепки на гвозди это наше,
«семейное».
Победно гляжу на начальника турбазы:
- Тащите сюда ящик коньяка. И не нужно доверять
слухам.
С нами была одна семейная пара, молодожёны. И новоиспечённый муж
рассказал, что здесь воруют молодых девушек и увозят в горы. После
этого мы стали закрывать на ночь дверь своего домика не только на
ключ, но и привязывать её шнуром от утюга к одной из кроватей.
Другой завязки не нашли. Когда уезжали, прощаясь с турбазой, одна
из нас легонько задела окно спиной и выяснилось – пока мы тут жили,
оно оставалось не запертым на шпингалеты.
По приезду на место, должна была обязательно отзвониться в своё
Бюро путешествий. Так было по всему нашему маршруту передвижения по
Узбекистану. Но, как назло, телефонная связь на турбазе не
работала. Спустя три дня решила идти в соседний кишлак на почту,
чтобы отбить телеграмму. Один товарищ, подбивал ко мне клинья, но
безрезультатно, договаривается с другим товарищем, у него был
мотоцикл, и мы помчались. Я в шортах, маичке, и в рубашке с
короткими рукавами, носила, не застёгивая, на голове кепка. И в
таком виде появилась в деревне. Треск мотоцикла собрал всех местных
детишек, они весело бежали за нами. Остановились, они окружили
меня, стали разглядывать, тыкать пальцами на мои голые ноги,
хихикать.
- Слушай, - говорю своему спутнику, - если дети так реагируют на
меня, что же тогда сделают со мной взрослые? Наверно забьют
камнями, невесело пошутила я, поздно поняв свой
прокол.
Пока он один ходил на почту, я присела, прижавшись спиной к
мотоциклу, прикрывая рубашкой свои ноги. Местные обычаи нужно
уважать. Мой спутник отправил телеграмму и затарился в магазине
шампанским. Готовилась, через два дня у меня был день рождения.
Возвращались другой дорогой, о ней я не знала. Только о двух - по одной , приличной, привезли на турбазу, второй, пыльной, ведущей в кишлак, куда ходили покупать фрукты.
Спрашиваю у парня, сидя на заднем сиденье, по бокам сумки с
бутылками :
- Куда это мы едем?
- Я тебя украл, сейчас увезу в горы.
Мы мчимся на мотоцикле вдоль Ферганского канала, стремительно течёт
под уклон вода, играя пеной, издавая шумный звук, похожий на гул.
Плавать я не умею. Но уже решила - если то, что он сказал - правда,
огрею его по башке бутылкой шампанского. Свалимся в канал, утону,
так утону. И тут вижу ворота турбазы.
Въехали, остановились, сползаю с мотоцикла, а идти не могу, ноги
как ватные. Интересуются - почему я такая бледная? Тут выкладываю
им всё начистоту – про то, как хотела стукнуть парня
бутылкой и про детишек из кишлака. И узнаю - пока нас не было
наладили телефонную связь, успели позвонить из нашего Бюро
путешествий. Я тоже им отзвонилась, что всё у нас хорошо.
Ферганская долина окружена горами Тянь-Шань, это уникальное место
Центральной Азии, где можно увидеть пески, горы и поля с обилием
садов и хлопчатника. Китайцы называли её государство Давань.
Дипломат Чжан Цзян описывает богатое землепользование, сельское
хозяйство, ремесленничество долины. Именно Давань дала толчок
развитию Великого Шёлкового пути. В советское время здесь велись
раскопки, было найдено несколько стоянок первобытного человека.
Одним из наших развлечений во время отдыха на турбазе, была
прогулка вдоль Ферганского канала, потом к ней добавились походы в
соседний кишлак за фруктами.
В первом случае, мы бродили среди деревьев абрикосов, срывали и
складывали в сумку дармовые плоды. А вечером, после ужина, уминали
сочную добычу.
- Вы играете с огнём, там же сторож и у него есть ружьё! - стал
пугать нас новоиспечённый муж. И поделился с нами своей тактикой.
Оказалось, он не брал с собой сумку, а складывал абрикосы за
пазуху, засунув рубашку в брюки. Когда не было видно сторожа, он
нёс плоды впереди, на животе, а при ближайшей опасности быстро
перекатывал их за спину. Здоровался за руку со сторожем,
перебрасывался парой слов, клал ему на плечо свою руку и провожал
до сторожки. Нам такое не подходило и мы перешли на цивилизованный
способ – стали покупать фрукты в кишлаке.
Первый раз нас вела туда бойкая женщина из нашей группы, знающая
дорогу, толк в торговле и владеющая местным языком. Зашли в первый
двор, ворота были приоткрыты. Из-за угла дома показалась молодая
женщина и сразу исчезла, увидев нас. За ней вышел пожилой мужчина,
поджарый и приветливый. Пригласил жестом садиться за длинный стол,
он был на улице, стоял под шикарным деревом. Они поговорили на
своём языке с женщиной, фыркнув, что просит дорого, она умчалась
искать, где подешевле. Мы вдвоём с товаркой остались. Хозяин
хлопнул несколько раз в ладоши, во дворе появилась молодая женщина,
молча накрыла на стол, выставив всё к чаю. Стали общаться на
русском языке, поэтому переводчик нам был не нужен.
Поинтересовались, почему хозяин не приглашает за стол свою жену.
Ответил, что не положено, она женщина.
- А мы выходит мужчины?
- Вы гости, вам можно.
Попивая зелёный чай, столковались о том, что хотели бы купить.
Хозяин отвесил нам столько, что мы едва смогли это поднять. И не
чуточку не жалели, что остались, рекомендуя его другим. Там платишь
за один кг, а получаешь три.