Чем до сих пор актуальны образы фильма "Королева бензоколонки" (1962) ?
selyanka1 — 11.01.2024
По следам вечеринки в клубе Mutabor, или что
России делать с зажравшимися креативщиками

"Королева бензоколонки" - легкая и незамысловатая комедия о том,
как, не попав в балет на льду, молодая девушка Людмила Добрыйвечер
становится работницей заправочной станции
Если бы "Королеву бензоколонки" (1962), причём, именно с таким же
названием, снимали бы в Голливуде, то финал был бы иной — девушка
непременно стала бы звездой балета на льду, зарабатывала
миллионы, а её бывшие коллеги и — влюблённые шофёры сидели бы
в первых рядам с охапками белых (или ещё каких-нибудь) роз,
наскребя из зарплаты на билет.
Но это был советский фильм, созданный не только для смеха, но
и с глубокой дидактической целью. В те годы бытовал какой-то
нездоровый наплыв молодёжи в "творческие" вузы, и буквально в
каждом классе училась девочка, грезившая театром, пением,
танцем.
Объяснение этому было с одной стороны простое, с другой стороны,
сложное. Просто прoтивoстоянием физиков и лириков это не
объяснить.
1960-е годы - это Оттепель.
С одной стороны, стране требовались инженеры, ядерщики и даже
космонавты. В общем, "физики".
С другой стороны, самые легкие и быстрые социальные лифры
открылись у "лириков". Потому что, когда развенчивают чей-то
культ и начинают плясать на костях предыдущего культурного периода,
в ряды "лириков" обычно вливается некое количество свежей
крови. Происходит или полная смена культурного слоя, или очень
большая его замена.
И это не только Оттепели и культа личности касается, то же
самое повторялось много раз в разные времена. И, кстати, вот
как-раз сейчас мы в такое время живем. И в России, и в
Голливуде...и на всяких Каннских фестивалях. Везде старых
"лириков", не способных встроиться в новую
парадигму, отменяют и меняют на новых вместе с изменением
культурно-лирических тонов .и общественной повестки
Условные галкины и прочие свалившие не дадут соврать.
Тем не менее, проблема конкретно российских лириков не в
пугалкиных, она системная и намного глубже "понауехавших"
Собственно, это проблема совершенно неадекватного перекоса
российских элит. Описание проблемы можно почитать вот здесь:
О составе элиты. 26.12.23
Но вернемся к фильму "Королева бензоколонки" и тому, как во время
Оттепели самые легкие и быстрые социальные лифры в СССР открылись у
"лириков".
Кадр из фильма "Королева бензоколонки" (1962). Художник по
костюмам Алла Чепурко. Людмила постоянно мечтает о красивой
работе - не балериной-фигуристкой, так хотя бы экскурсоводом.
Ну вот что делать с девушками, которые мечтают о какой-то
красивой работе - стать актрисами и танцовщицами... не
балериной-фигуристкой, так хотя бы экскурсоводом?
Таких девчонок, толпами штурмовавших "красивую жизнь", в
60-е мягенько пытались разворачивать в сторону
реальности.
Балет на льду в 60-е — это считалось ещё шикарнее, чем играть
Офелию с Бесприданницей. Это — изысканность, шарм, загранпоездки.
Статус этакой богини и уж точно - "не такой, как все". И главное —
эстетично. Больше того, у этого поколения в детстве случился
культурологический шок от созерцания "Серенады Солнечной долины" -
рекламного американского ревю, попавшего в СССР в послевоенные
годы. Помимо джаза и дольче-виты, всех сразили номера норвежской
фигуристки Сони Хэни - обворожительной чемпионки.
Постепенно Людмила привыкает к работе и - к романтической
специфике дороги. Кадр из фильма "Королева бензоколонки"
(1962).Художник по костюмам Алла Чепурко
На этом фоне и происходило стихийное формирование вкусов —
девушкам хотелось блистать и вертеться в расклёшенной юбочке по
глади льда. А не пахать. В то же время, индустриальное общество не
было готово к подобным запросам. Балет на льду — это прекрасно и
его триумфально возили в кап.страны — являть феерию социализма. Но!
Стране нужны инженеры. Массово. А танцоры — только самые-самые и в
ограниченном количестве. Поэтому Людмила Добрыйвечер (Добривечір),
полагая, что временно устраивается на бензоколонку, оказывается в
этой отрасли навсегда.

Людмила и её главный недруг - буфетчица Рогнеда Карповна.
Прекрасный харАктерный дуэт. Кадр из фильма "Королева бензоколонки"
(1962). Художник по костюмам Алла Чепурко
В фильме есть примечательный диалог между
главгероиней и – водителем автобуса:
-Вы манекенщицей не пробовали устроиться?
-А что в этом плохого?
-Да нет, ничего плохого. Ходи себе по стенду, крути фигурой.
Никакой ответственности! Эффектно!
-Остановите машину!

Кадр из фильма "Королева бензоколонки" (1962).
Художник по костюмам Алла Чепурко
Шофёр, высмеивая стремление Людмилы получить хоть какую-нибудь
"красивую" профессию, превращает её желания в нелепый фарс.
Грубовато опускает и низводит. Экскурсовод, фигуристка – ещё
ничего. Но не безответственная моделька-на-каблучках. Оскорблённая
девушка не может более сидеть рядом с насмешником! И "что в этом
плохого?!" - слабая защита. И он, и она понимают, что в этом – всё
не очень. На тот момент.

Худсоветы по обсуждению моделей одежды. 1940-е годы.
Профессия манекенщицы до 1980-х годов считалась непрестижной и
– по факту несерьёзной, малосодержательной. Хотя, тут был некий
"пограничный" статус: с одной стороны, демонстратор одежды
воспринимался человеком второго сорта и зарплата была –
соответствующая, а согласно тарифной сетке манекенщица значилась
"разнорабочей" последнего разряда, но с другой стороны у красивой
девушки, рекламирующей новинки легпрома, была возможность выгодного
замужества или – приобретения высоких покровителей.
Дефиле для худсовета. 1950-е гг. Скан из книги "Женщина и
ее платье. Россия. Век XX". М.-2000. Авт. Кононова И., Самсонадзе
Н.
Уважения к ним было маловато, однако же, красота и близость к
дольче-вита создавали дополнительные возможности, коих не имелось у
серьёзных тружениц. Поэтому тут всё очень индивидуально. А могло
повернуться и другим боком – девушка растрачивала себя, меняла
мужей и заканчивала весьма печально. Бывало, что и красоток
бросали, как Регину Збарскую.

Ещё одно дефиле для худсовета. 1950-е годы.
Привлекательность – недолговечный ресурс, особенно в те
времена, когда человек старел в назначенный природой срок, и
омолаживающая пластика была, во-первых, несовершенной, а,
во-вторых, малодоступной. В общем, советская (да и западная тоже)
манекенщица сильно рисковала будущим.
Всё изменилось в 1980-х, когда наступила эра супермоделей и
профессия сделалась престижной, а в СССР это совпало с началом
Перестройки.
Но в 1962 году, когда вышла на экран "Королева бензоколонки", уж
лучше заправлять бензином грузовики и штудировать высшую
математику…
В результате Людмила едет поступать в автодорожный
институт. Вся такая стройная, миниатюрная, в модном платьице с
юбкой-колокол и белых туфельках. И все ей рады, и она — обожаема.
Зрителю — особенно девицам — давали понять, что крутизна зависит не
от профессии, а тебя лично. Можно стать королевой, имея "земное"
поприще и обычное тех.образование, а можно всю жизнь провести на
десятых ролях в так называемом искусстве. (В другом популярном
фильме "оттепельной" эпохи - "Сверстницы" одна из девчат бросает
театральный вуз, ощутив свою бездарность).

По сути, Людмиле хотелось не танцев на льду, а
популярности. Она её получила при совершенно других
обстоятельствах. Кадр из фильма "Королева бензоколонки" (1962).
Художник по костюмам Алла Чепурко
Собственно, эта киноистория – о том, что быть королевой и даже
богиней можно в самой непрезентабельной обстановке, да и вообще –
поступать в автодорожный вуз – это куда великолепнее, чем годами
штурмовать приёмную комиссию балета на льду или театрального
института, например. Быть рядовым инженером – это прекрасно. Быть
средней танцовщицей – тусклая безвестность равная «позору». Никому
не известный актёр вызывает жалость, особенно после 30 лет. Он -
лузер по мнению толпы.
В юмористической и — отчасти сатирической форме "Королева
бензоколонки" направляла молодёжь в нужное, верное русло. При этом,
оно не выглядело, как суровая насущность и грубое "Надо! - здесь
всё подавалось через привлекательное "Хочу!" Людмила не мечте
изменила, а изменила мечту. Это очень грамотный, отлично сделанный
фильм — прямо-таки золотое сечение, которое вообще — редкость в
синематографе. Вечно переборщат. Но тут абсолютно веришь
глав-героине, расхотевшей танцевать на льду.
Кадр из фильма "Королева бензоколонки" (1962). Художник
по костюмам Алла Чепурко
Ну так чем же до сих пор актуальны образы фильма "Королева
бензоколонки" (1962) ?
Абсолютно всем.
Когда лириков слишком много, государству их работой не
обеспечить. И часто, обладая менталитетом "нам государство
должно и обязано", эти лирики при невостребованности и отутствии
карьеры попадают в разряд людей, яро оппозиционных власти, которая
"сломала им жизнь" и не обеспечила благами, которые они считали по
жизни положенными. Общая для всех времен и народов ситуация
"лишних людей", которую государство должно как-то купировать.
Впрочем, конкретно в сегодняшней России некоторая еще
советская часть "лириков" не пошла в оппозицию, а просто встроилась
в мафию от культуры, разыгрывая патриотизм и взамен сев на
совершенно невероятные денежные потоки, посчитала себя
неприкасаемыми и богоизбранными и начала себя вести нагло и
неадекватно
Создав для государства проблему уже в квадрате.
Мы находимся сейчас в периоде мощнейшей смены культурного
курса.
Стране в очередной нужны не те, кем народ по-модному хочет
быть.
Стране не хватает рабочих рук. Стране нужны семьи и
дети.
Стране не нужны миллионы блогеров и кривляк а ля Милохин /
Собчак / Ивлеева, певцов и певиц ртом с перьями на филейной части и
прочих "лириков".
Так что "Королева бензоколонки" - необычайно актуальный и
современный фильм.
Отсюда Отсюда и мое личное
В заключение запощу вот такое мнение от не "зажравшегося" и не
мафиозного артиста
«Не должны столько бабок получать артисты за то,
что спели песню»: Никита Кологривый призвал «отдать пантеон»
медикам и спасателям
Решить проблему зажравшихся паразитов можно очень легко
- создать для креативных индустрий такое налоговое
законодательство, чтобы платить за кривляния на сцене или в
интернете миллионы было финансово невыгодно.
В конце концов, сделать творческую карьеру в любой стране
может достаточно ограниченное количество творческих профессий -
балет, опера, цирк, балет на льду, классические музыканты. Уже с
остальными танцами не сексуального характера и с другой (не
классической) музыкой за границей начинаются проблемы, ну а уж по
поводу творчества, где используется язык, и говорить не
приходится.
И вот эти конкретные востребованные на мировом рынке люди
никаких миллионов за выступления не получают. Миллионы получают
именно невостребованные, при этом невероятно обнаглевшие
В конце концов работа блогером, где ты кривляешься,
показываешь примеры неадекватного поведения и накручиваешь рейтинг
сексуальным контентом, не должна считаться креативным творчеством.
Это называется или мусорный контент, или порно-культура. И эти вещи
надо называть своими именами.
Решить проблему реальных, а не полулистских элит России намного
труднее. Но начинать надо с долга Родине. На любом фронте.