«Чем больше я её узнаю, тем меньше знаю»

топ 100 блогов dinasovkova13.10.2022

«Чем больше я её узнаю, тем меньше знаю» — Юрий Норштейн о Франческе Ярбусовой.

 «Чем больше я её узнаю, тем меньше знаю»
Однажды я рассматривал японские гравюры. На одной была изображена сидящая женщина, рядом с которой петух притянул свою голову прямо к её лицу, так что его громадный клюв был у самого её глаза. Я был в недоумении. Что это такое? Франческа мне рассказала, что когда ей было четыре года, она любила забираться в курятник, садилась на корточки и сидела тихо-тихо, пока куры не принимали её за свою. Они начинали ходить вокруг, разглядывать её.

«Представляешь, — вспоминала Франческа, — петух своим громадным клювом принимался чистить мне реснички. Я сидела затаившись, а он перебирал каждый волосок».

Франческа заставила меня пережить настоящее потрясение, показав, как из куколки появляется бабочка. Она принесла в дом огромный пук крапивы, который хрустел под челюстями десятков гусениц, пожиравших её зелень. Потом они расползлись по комнате. Прилепились, где только можно, и вскоре на месте гусениц висели куколки.

В один прекрасный день Франческа говорит: «Вот из этой куколки сейчас появится бабочка». Я стал смотреть, смотрел, смотрел, и вдруг — створки куколки открылись и закрылись. У меня сердце стукнуло от волнения. Это зрелище космическое! Ты — свидетель появления новой жизни. Лепестки куколки отворились и снова замерли. Наступила тишина. И сквозь щель раковинок стали пробиваться мокрые крылья. Они были сморщенные, как тело ребёнка, только появившегося из чрева. Наконец из куколки выползла вся новорожденная.

Всё дальнейшее представляло зрелище медленного наполнения нового существа временем. То, что в человеческой жизни происходит за два-три года, здесь длилось час-полтора. Бабочка накачала смолу в тончайшие сосуды, в нервюры крыльев, образовав лонжероны. Смола застыла, крылья распрямились, стали тугими, как паруса под ветром. Они были невероятно чисты, их ещё не обтрепали мелкие ворсинки цветов, не соскоблили с них пыльцу, в крыльях ещё не было пробоин от мельчайших пылинок, обрушиваемых ветром на нежнейшее существо. Упругие крылья мелко подрагивали, потом затрепетали. Так самолёт проверяет двигатели, рули поворота, прежде чем выкатиться на взлётную полосу.

«Бабочка готовит себя к полёту, она сушит крылья», — откомментировала Франческа. Она предугадывала каждое движение бабочки, поскольку в детстве выращивала их целыми букетами и на крапиве, и на дубовых вениках. Мне кажется, она сама была когда-то и бабочкой, и чёртополохом, и иван-чаем... Как героиня Гарсия Маркеса, вокруг которой порхали бабочки.

Франческа хорошо чувствует мир растущий, цветущий, дышащий. Она действительно знает его, как мог знать художник Возрождения. Франческа для меня загадка. Чем больше я её узнаю, тем меньше знаю. Для долгой совместной жизни это, конечно, хорошо. Всегда остаётся возможность чего-то неожиданного.

Юрий Норштейн «Снег на траве. Фрагмент первый»
Источник:
izbrannoe.com
 «Чем больше я её узнаю, тем меньше знаю»
«Говоря о Франческе, я всегда цитирую строки из Шекспировского «Венецианского купца»: «В такую ночь Медея шла в полях, сбирая травы волшебные, чтоб юность возвратить Язону старику»​

Для стороннего наблюдателя наши с ней разговоры загадочны и темны. «Здесь мне нужна ядовитая трава, здесь горькая полынь среди ржавого железа, нежная мелкая гвоздика… заброшенные палисадники с увядшими золотыми шарами...» Вряд ли на студии «Союзмультфильм» найдется еще художник, так хорошо знающий природу, как она. Кинокадр настаивался, как домашняя наливка. Здесь должно быть царапанное, а здесь — мягкое. Это локтем сделай. А здесь — гиперреальное, капля дождя на тонкой ветке, а в этом фрагменте чтобы была ночь и чтобы пахло каким-то темно-синим и чтобы ночь растворялась.

А вот здесь у крыльца должны расти такие цветы, которые дадут запах ночи». Франческа свободна, потому что знает, какие цветы. Это ее свобода. Она составляет изображение, как лекарственный сбор. Какой-то другой художник может идеально рисовать цветы, максимально точно и со всеми подробностями, а все равно запаха не будет.

Юрий Норштейн «Снег на траве»
Источник:
Норштейн-студия

Франческа Альфредовна Ярбусова — художник-мультипликатор, жена и соавтор режиссера Юрия Норштейна — родилась 13 октября 1942 года, сегодня ей исполняется 80 лет.

 «Чем больше я её узнаю, тем меньше знаю»
 «Чем больше я её узнаю, тем меньше знаю»
 «Чем больше я её узнаю, тем меньше знаю»
 «Чем больше я её узнаю, тем меньше знаю»
 «Чем больше я её узнаю, тем меньше знаю»
 «Чем больше я её узнаю, тем меньше знаю»

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Иду, сидит в траве, выпал. я за дерево прошла, он повернулся грачонок разошёлся) вокруг него не близко прошла, столько крику, оборону держал) ишь какой боевой) дроздята выросли, встали на крыло и сами себе уже....летают шустро тоже орёт во всю ...
...
apreobrazhensky: "Петрович, довелось и мне побывать в оккупированом Крыму, в Ялте, Алуште и Евпатории, был месяц, много смотрел и общался. И так основное резюме: - для пересечения границы и так все было ясно, геморрой и для украинцев и для россиян. Со стороны Керчи ждать долго из-за пар ...
Попал я тут по приглашению в Лабораторию Касперского на подведение итогов года. Я вам всё потом обязательно расскажу и покажу, было очень много интересного и любопытного, но сейчас, разбирая материалы, наткнулся на знакомую аббревиатуру NFC и тут же полез по ссылкам. Для тех кто не в кур ...
Во время короткого визита в город Калининград посещали всякие культурные места для проведения культурного досуга. В том числе заглянули и в Калининградский областной историко-художественный музей.. Областной музей — ровесник Калининградской области. 7 августа 1946 ...