Человек виновный
novayagazeta — 17.07.2023 Откуда в русском мире взялась презумпция нечистой совести у любого. Мнение антрополога.Петр Саруханов / «Новая газета»
Не так давно человека, участника СВО, обвинили в порче государственных флагов на кладбище. Дело в том, что по случаю он оказался где-то рядом. Доказательства, следствие — это лишнее. Главная причина — кто-то непременно должен быть виноватым. Так здесь устроено.
В античном мире, с подачи сократической философии, — человек разумный. В Новое время, с подачи Дарвина и Маркса, — человек трудящийся. При этом разумность не отменялась. Позже, с легкой руки Бодрийара, — человек потребляющий. Разумность под сомнением.
В «русском мире» (по умолчанию, неизвестно с чьей подачи, но всегда) — человек виновный. О разумности разговор не идет в принципе. Homo culpa, выражаясь академически. Русская антропология.
***
Возможно, дело в специфике православного канона, где вершиной
антропоконструкции объявлено не исправление человека, не его
совершенствование, а покаяние. Да, покаяние было всеобщей практикой
христианской веры, но что касалось клириков Европы — оно
существенно дополнялось довольно дерзкой волей к познанию.
Монахи не только молились и каялись, но адаптировали Платона
и Аристотеля, делали любопытнейшие путевые заметки о встреченных
народах, а порой и вовсе предъявляли совершенно новые модели
божественной вселенной, как, например, доминиканец Джордано
Бруно.
Русский православный канон не оставил за собой плодов познания. Ни философии, ни науки. В этом каноне было принято подозрительно относиться к любому занятию человека, если в итоге оно не завершалась покаянием. Но из философской интуиции не следует покаяния, а следовательно, не есть ли она опаснейший соблазн?
Если вершина — покаяние, то основа — вина. Чувство безусловной вины определяет причастие к православию, да и больше — вообще к роду человеческому. Квинтэссенция — в словах старца Зосимы из «Братьев Карамазовых»: «Сделай себя за всех виноватым и сразу поймешь, что так оно и есть».
***
Одно дело, когда вина — дело глубоко личное, интимное (mea culpa,
лат.). Между человеком и его Богом. Но когда вину объявляют
поголовной и сомнению не подлежащей — это дело совсем другое.
Презумпция нечистой совести: нет никого, кому не предписано
покаяние.
Русская православная церковь почти сразу пошла по пути своей
метрополии — церкви византийской. То есть почти сразу начался
процесс симфонии, слияния интересов и контекстов церковных и
государственных. При очевидном распределении ролей, где
государство, безусловно, «старший брат».
Слияние получилось глубоким — можно сказать, на клеточном
уровне. Слуги Господни усвоили манеры государевых «приказных
палат», а слуги государевы прониклись «правдами духовными».
Поскольку же альфой и омегой церковной были вина с покаянием, то и
государство русское с удовольствием такие «скрепы» себе переняло.
На свой, разумеется, манер. Вина сделалась обвинением, а покаяние —
тюремным сроком. Ровно по той «духовной правде», что невиновных
нет, а покаяние всем предписано. Как пред Господом, так и пред
государем. Русская правда.
Вероятно, с тех давних пор повелось, что всякий государев
слуга — чиновник ли, полицейский — глядит на мир будто через те
слова старца Зосимы, хоть даже никогда и не слышал о таком: «Ну же,
кто сегодня будет за всех виноватый?» Искать ему совсем недолго —
да бери любого. И берет. А после чувствует себя весьма хорошо: не
только начальству своему послужил, но и высокой «правде», этой
виновно-покаянной «русской правде». Слуга государев, слуга
Господень.
Один приятель-бизнесмен рассказывал. Пришли за ним на квартиру с арестом по какой-то экономической статье — человек шесть в полном вооружении. Надели наручники, ведут. Он спрашивает одного из них: «Можно без наручников, я от вас куда денусь? Вокруг соседи, с детства знают меня…» В ответ же от совершенно незнакомого полицейского слышит назидательное: «Надо было честно жить!» Само собой, наручники не сняли.
***
Характерно, что не только государевыми слугами «русская правда»
владеет, но и теми, за кем эти слуги приходят.
В том случае, когда приходят за соседом, они говорят: «Дыма
без огня не бывает, а за просто так, без причины, нормального
человека разве станут в железо одевать?» Если же приходят за ними,
то и здесь у них тоже есть народная мудрость. «От тюрьмы не
зарекайся…» — говорят они и следуют по этапу.
Когда же в своем весьма однообразном существовании они
периодически испытывают нехватку чего-то «стоящего», нехватку
«правды», то начинают быстро оглядываться и спрашивают: кто
виноват? И если им сразу на кого-то покажут, то радость их будет
безмерна.
антрополог
|
</> |