ЧЕЛОВЕК РОЖДАЕТСЯ СВОБОДНЫМ?
Михаил Анохин — 23.05.2011
Статья 1. "Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах». Декларация, принятая 10 декабря 1948 года
«А между тем, - говорит Жак Жан Руссо, - везде он в оковах». Надо сказать, что деятели эпохи просвещения были людьми безапелляционными. Вот с чего взял Жак Руссо, что человек рождается свободным? Так с потолка, потому что и красиво, и достойно звучит?
Да и как же так, на каком отрезке своей жизни человек рожденный свободным теряет эту свободу? Да и что такое свобода и ходит ли она одна сама по себе как кошка у Киплинга в известной сказке, или же ей все-таки хочется, как той кошке, если не ласки и молочка, то чего-то особого, своего?
Одно и то же воля и свобода, или в этих понятиях есть различие? А если есть, то насколько оно серьезно, чтобы говорить о несовместимости воли и свободы, или, напротив, об их тождестве?
Впрочем, известный полемист Петр Абеляр сетовал на несовершенство человеческого языка, поскольку «ни о чем нельзя сказать настолько точно, чтобы смысл сказанного нельзя было извратить». Будем об этом помнить, пускаясь в плаванье по морям смыслов.
Одно, несомненно: без понимания того, что такое свобода, без ясного проговаривания всех её аспектов не может быть и последующих внятных рассуждений о свободе человека.
В советской школе мне в голову вбили, что свобода есть осознанная необходимость. Вот осознал человек, что ножные кандалы натирают щиколотки ног и приподнял их – следовательно, поступил свободно!
Если использовать эту формулу, то можно договориться до полнейшего абсурда, ведь необходимость является по отношению к человеку принудительным фактором, о какой же здесь свободе, как самостийному волеизъявлению может идти речь?
К тому же в самом понятия «осознать» скрывается такая неопределенность, которая способна пустить под откос самое что ни на есть логическое построение.
Ведь осознать есть не что иное, как «схватить» предмет или явление сознанием и удержать его там, как своё, то есть осознанное.
Сознание человека работает по известному принципу: вначале анализ, то есть разложение того что сознанием «схвачено» и удержано как своё с последующим синтетическим суждением о том что обнаружено в анализе.
Очевидно, что сознание работает в области относительных знаний о сути предметов и явлений, отсюда и синтетические суждения страдают неполнотой достоверности.
Так что осознанное не есть нечто полностью адекватное тому, что принуждает человека к действию или к бездействию.
Определение свободы как осознанной необходимости содержит в себе логическое противоречие, поскольку понятия, определяющие её суть, то есть «осознание» и «необходимость» сами нуждаются в определении, что же это такое? Законы мышления запрещают давать определения через то, что само нуждается в определении!
Даже поверхностное рассмотрение этих понятий приводит нас к неопределенностям, которые из темной глубины своей, говоря проще и грубее, показывают нашему сознанию огромный кукиш!
Так вот в этой самостийности человеческой воли, в его императиве – я так хочу! И скрыт, на мой взгляд, ответ на природу свободы.
Абсолютно свободный человек, разумеется, абстракция, но абстракция весьма показательная в том плане, что такой человек оказывается человеком не только одиноким и вырванным в своем одиночестве из социума, но еще и полностью, абсолютно ответственен за каждый свой шаг! Ни кто и ничто ему ничего не только ни гарантировал, но и ни удержит от безрассудного поступка, ни подскажет, ни предостережет! Ни кто ему, ничего не должен и он ничего, ни кому не должен и ничем ни кому не обязан!
Итак, абсолютно свободный человек - абсолютно ответственен за свои действия и бездействие!
Очевидно, что человек рождается не свободным от истории своего этноса. К тому же он рождается не в пустое пространство, а в бушующий вокруг него социум и он не может быть свободен от него.
Страх перед этой ответственностью породил человеческие божества.
Человек эпохи Возрождения отвергнув волю Бога, поставил над собой закон и поклонился ему как Богу! Закон сковал его и образовал из прежнего богобоязненного человека - человека постиндустриальной, или информационной эпохи, опирающегося на закон, его вездесущность и неотвратимость.
То есть Закон – это тот же человеческий Бог со всеми божественными атрибутами! Недаром же католицизм, а особенно протестантизм с такой легкостью принял Закон, ведь они и Бога считают «справедливым судьей», в отличие от православия, которое считает Бога не судьей, а любящим отцом. Вот почему законопослушность не является национальной чертой православного народа!
На этом можно было бы поставить точку, но это только одна сторона человеческой несвободы, социальная, и в той мере в какой человек социально защищен в той мере он и несвободен в своеволии.
Есть еще один источник человеческой несвободы. Он идет из глубины его существа, от плоти и крови, от его душевно-духовной компоненты, которая постоянно напоминает о себе, не будучи схвачена и препарирована как, скажем, селезенка!
На самом деле и наука, в том числе генетика говорит о том, что человек рождается далеко не свободным. По крайней мере, он несвободен от своего генетического наследства, которое может быть трагичным для него. То есть - это наследство полностью поработит человека!
И наконец, человек рождается не свободным от своих инстинктов, - это наследие он получил от своих животных предков.
Обычно к ребенку применяют такое понятие, как воспитание. Ребенка воспитывает семья, школа, общество. Мне не нравится это слово, есть в нём что-то зауженное, что-то сводящее весь процесс, к вскармливанию!
Мне более близко слово – образование, потому что из ребенка – этой человеческой заготовки, отягощенной всяческой наследственностью, нужно сделать человека, или «образовать человека», как это делает скульптор, извлекая из мраморной глыбы «образ человеческий». Этим и занимается семья, общество, социум.
Каждая человеческая культура, для каждого возраста создает собственный «образ человеческий». Когда европейская мамаша приучает ребенка ходить на горшок – она, даже не осознавая этого, создает из него образ человека этого возраста!
В обществах с традиционной культурой не принято, чтобы дети сидели, если старшие стоят. Таким образом, формируется, образ молодого человека данной культуры и его культура проявляется в конкретных жизненных обстоятельствах.
Так что образованный человек – это человек «обтесанный» и сформированный обществом. В нём немного остается от того ребенка, что только что увидел свет. Образованный человек – это человек несвободный от культуры народа, который и образовал его облик.
Православие утверждает, что человек в одиночку (то есть без Бога) собственной волей не может преодолеть в себе животные инстинкты, не говоря уже о дурной наследственности, в том числе и социально-родовой.
Более того, православие предупреждает, что люди, с большой природной волей практикуя аскезы и тем самым, подавляя в себе инстинкты, впадают невидимо для себя в состояние самомнения, или высшей формы лести себе – прелести. Такое состояние сродни помешательству, когда нечувствие в себе инстинктов, становится психическим заболеванием.
Вот что пишет на этот счет святитель Игнатий Брянчанинов:
«Иноку надо весьма остерегаться плотской и душевной ревности, представляющейся по наружности благочестивою, в сущности — безрассудной и душевредной. Мирские люди и многие монашествующие, по незнанию своему, очень похвалят такую ревность, не понимая, что её источники суть самомнение и гордость. Эту ревность они величают ревностью по вере, по благочестию, по церкви, по Богу».
Так что и путь аскезы к полной свободе усеян шипами и изобилует пропастями.
* * *
Черти в омутах - птицы в небе
черви точат земную плоть.
Человек, о насущном хлебе
размышляет и день, и ночь.
Даже манны ему небесной
не хватает - давай мяска!
Бессловесную тварь
словесной
сделал Бог,
но взяла тоска.
Слово к слову и вот - вопросы...
От чего, почему и как?
Жалят с лету, как жалят осы.
Разум в панике - всюду
мрак!
Нет ни доброго, нет и злого
вправо - влево
не всё ль равно?
Но грохочет пророка слово:
не должно так быть!
Не должно!
Голос вкрадчивый,
голос - шепот
изливается, как бальзам
только в сердце
чуть слышен ропот
со слезами
на пополам.
- Просвещу я вас
мраком жизни
вопрошаниям научу...
Станут патокой ваши мысли
уврачую вас
заверчу...
Закручу, понесу и скину
Будут слезы
и будет смех.
Опрокинешь жену на спину
сладкой мукою
станет грех.
Этот шепот
и дальний топот…
Лязг щитов и стрелы напев...
И подземный, глубинный рокот
всё горстями и все в посев.
Черти в омуте - птицы в небе
человек по земле бредет.
За собой оставляет пепел.
Впереди его - тьма и лед.
Прокопьевск май 2011г..
|
</> |