рейтинг блогов

Человек-плеер в мертвой петле сюжета

топ 100 блогов inesacipa23.12.2012
будущее-старперы-игромания-101262.jpeg

Продолжаю убивать время рефлексировать. Когда я упоминала о приставных сюжетах, то имела в виду не столько жанр или поджанр. Вот обещала я когда-то написать пост о том, что такое жанр с точки зрения филологии, а что – с точки зрения книгоиздательского бизнеса, но все никак не соберусь. Просто потому, что от всех филологических классификаций скоро останется три категории: пьеса, повесть и рассказ. Да еще скетч останется. Может быть. А роман превратится в повесть большого объема – или в громадную пьесу с расширенными репликами. Потому что читатель, видите ли, этого хочет.

Так уверяет нас издатель. Он, издатель, уверяет нас, читателей, что мы хотим избавиться от более сложных литературных форм и жанров, поскольку нам бы чего попроще, чтоб заглатывалось, не жуя, в транспорте, в приемных, в больничной палате. Как будто мы, читатели, больше нигде не бываем и книгу используем исключительно как оружие, убивающее время. Видимо, господа издатели с себя переносят – или со своих отменно образованных близких.

Отсюда и все проблемы современной литературы – от хрена с горы, который убежден, что весь мир живет интересами его сынули и дочуры. Что его деточки, употребляющие тетрис внутривенно – своего рода символ поколения. И этому символу не одолеть формы сложнее романа в смайликах и драмы в эсэмэсках.

Я, в сущности, не против пьески в эсэмэсках – но пусть сей опус будет написан хорошо, а не из расчета на издательскую дочу. Я – не она, хочется сказать очередному издателю, представляющему очередное прЁизведение с лицом, на котором вот такенным кеглем написано «А моей Хале понравилось».

И в вирте, и в реале я нередко встречаю этот тип – человек-плеер. Где-то в затылочной кости у него щель для диска, в черепной коробке – проигрывающее устройство, а при открытии рта включается озвучка вложенной идеи. И когда приходится взывать к продвинутым прогам, не только раскрывающим, но и анализирующим файл, на личике человека-плеера всегда появляется обиженное выражение, свидетельствующее: его железо под такие сложности, как логика, не прошито. Чего вы с него лишнего требуете – он вам что, кампутер? Он плеер!

Может, со временем у нас перестанут ставить человекоплееры на ключевые посты, отвечающие за качество продукции и за освоение рынка. Но пока, как писал Булгаков, что-то ничего в волнах не видно.

Сюжет, окольцованный, закольцованный, спиральный или фрактальный, ходит кругами, движется, не двигаясь, создавая иллюзорную бурную деятельность по краю поля зрения. Сюжетом у нас старательно подменяют и психологическое развитие образа, и главную мысль произведения, и атмосферу места действия, и вообще всё. Герои постоянно в движении, в опасности, суета суёт им так, что наблюдать за этим просто неловко – а они принимают и просят еще, не зная, на что бы потратить свои не обремененные интеллектом тела...

Но притом не растут и не деградируют. Персонажи обильных сюжетом произведений настолько статичны, что вопрос «Зачем вы мне всё это рассказываете?» не выходит у читателя из головы. В лучшем случае автору удается перевести действие в плоскость решения неких загадок, тогда беличья беготня героев становится обоснованной. Хотя бы. Можно бегать по кругу и описывать внутри сюжета мертвые петли, не стесняясь стагнации собственного образа. Для литературного сериала это в порядке вещей (притом, что телесериалы себе уже такого не позволяют и от сезона к сезону герои меняются – иначе публику не удержать).

Сериальность – дитятко сюжета, возведенного в абсолют. Вера что писателя, что издателя, будто сюжет, если его нанести выше крыши, заменит собою все прочие стороны произведения – вера эта с каждым годом все невъебенней. Оно и не удивительно – вера утопающих крепка, поскольку это последнее, что им осталось. Ориентируйся они не на веру, а на мозги, заметили бы: тем, что они постоянно навязывают авторам, рынок затоварен на годы вперед, а электронные библиотеки переполнены. И читатель, который должен хавать всё это фуфло на постном масле крутом сюжете, уже лет пятнадцать как пресытился.

Кабы еще сюжет был свой... Нет, не оригинальный – мера оригинальности сюжета изначально ограничена – но СВОЙ. Тот, который писатель не из компьютерной игры потырил и не из любимых киношек компилировал, а рожденный чем бог послал – автору в качестве таланта. Надоело читать очередной перепев Сапковского, Громыко или кого-нибудь из классиков, хоть того же Набокова. Разницы ни малейшей. Бездарь – он и в набоковщине бездарь, а чужой сюжет – он и в талантливой голове устроит Великую СЧушь. Про головы самородков я уж и не говорю: самородкам свойственно идти на штампы косяками, точно сельди. Они наполняют свои опусы тем, что им кажется крутыми фишечками, западают на такие же фишечки в прочитанном, втюхивают его тем, кто готов их слушать, и обижаются на тех, кто не готов.

В результате мы имеем вал сюжетной-пресюжетной литературы, где события сменяют друг друга, но с героями ничего не происходит, ничего не происходит с их жизнью, лишь декорации падают из-под колосников, обдавая публику пылью. Так что происшествий до фигища, пьеса идет, действие стоит.

Ну а когда невежественный любитель потрындеть об искусстве на базе тех трех с половиной художественных новинок, которые он прочел о прошлом годе, принимается сетовать на гибель сюжета в современной литературе, а заодно приглашает меня на это пиршество дилетантизма – тут уж, как говорится, паберегись и не спрашивай, откуда столько злобы.

Поэтому вы уж будьте ласковы, думайте головой, прежде чем пытаться сыграть со мной в психологическую игру «Какой ужас!» в рамках светского, как вам кажется, общения. Не изображайте человека-плеера.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Сашими по-сибирски нужно сдабривать солью пополам с молотыми 7 видами перцев... Красный, паприка, белый, чёрный, зелёный, душистый, розовый. Запивать можно хоть вискарём разбавленным по вкусу, хоть сидром, хоть белым хоть игристым. Омуль, ленок, хариус, голец, язь, можно вместо него ...
Читая восторженные крики в сети, что на похороны убийцы миллионов русских пришли и такие вершины свободной страны как Пугачиха, Орбан и товарищ Дмитрий Медведев. Который ватникам прямо говорит — мои ультра патриотичные посты это мимикрия, я свой, либерал до кончиков пальцев. Это сигнал ...
Всех своих друзей, от которых получила, столько прекрасных добрых слов и отличных советов, от всей души БЛАГОДАРЮ! Только благодаря вашим очень дельным советам, я требовала от врачей капельницу два раза в день, прогуливалась с ним по двору, пока он в изнеможении не падал... и поила ...
...
...