"Человек неунывающий", реж. А. Кончаловский
kolobok1973 — 16.10.2020 ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Главный месседж нового документального фильма Андрея
Кончаловского «Человек неунывающий», собственно говоря,
прочитывается в самом названии - восемь
разножанровых новелл, каждая со своей неповторимой интонацией, об
абсолютно разных людях, живущих в далеких уголках России и
встречающих жизненные невзгоды с открытым забралом и неубиваемым
оптимизмом. «Человек неунывающий» -
своеобразный ответ, с одной стороны, тем, для которого Россия
делится на москвичей и «замкадышей», а с другой стороны
- тем, кто упрекает кинематографистов в том, что
они «не знают жизни за пределами Садового кольца». Герои картины
отвечают на философские, мировоззренческие вопросы незримого и
неслышимого вопрошающего: «Что такое свобода? Что такое счастье? В
чём смысл жизни?», при этом сами вопросы кажутся риторическими,
потому что ответы на них содержатся в самом образе жизни, занятиях,
достижениях, больших и маленьких повседневных радостях
героев.
Российскую ментальность режиссёр исследует на широкой
географической выборке: Центральная Россия и Сибирь, Юг страны и
Дальний Восток, разные судьбы и разные условия жизни, но при этом
каждый человек в кадре - личность, обладающая внутренним стержнем и
неизбывной витальностью. Герои ленты Кончаловского, как сейчас
говорят, «на позитиве»: находят возможность получать удовольствие
от жизни, невзирая на самые обычные, каждодневные трудности: общая
жизненная неустроенность, финансовое неблагополучие, скудость быта,
собственные болезни, смерть близких. Репортажная съемка при
отсутствии авторского закадрового голоса предоставляет наилучшую
возможность высказаться самим героям, живущим в кадре своей обычной
повседневностью.
Многодетная семья священника из Иркутской области вовлекает
всю деревню в хлопоты церковной жизни: заменить колокола на
звоннице, помогать отцу в проведении службы, организовать крестный
ход - десять ребятишек от мала до велика
воспринимают свои семейные обязанности как важный элемент служения
обществу. Священник противопоставляет свободе («анархии» в его
понимании) служение людям. Мария Моор, молодой врач районной
больницы в Ольхонском районе - можно сказать,
самый главный человек во всей округе, от своевременного приезда
которого на раздолбанной машине скорой помощи зависит чья-то жизнь.
На вопрос о том, что такое свобода, Мария отвечает, ни на минуту не
задумываясь: предпочитаю свободе долг, востребованность, я
трудоголик, главное - работа, людям
помогать. Кормящая мама, не ушедшая в декрет (работать же некому!),
она дает интервью, прикладывая к груди младенца прямо в рабочем
кабинете. Молодой химик Николай Панюшев, лауреат всероссийского
конкурса «Учитель для России», оставил престижную научную работу в
санкт-петербургском Институте цитологии РАН и переехал под Старую
Руссу, преподавать в деревенской школе химию, биологию и ещё пяток
предметов - учителей в глубинке
катастрофически не хватает. Сцена знакомства героя с условиями
будущей работы вполне тянет на комедию: интернета и прочих
необходимых для нынешней дистанционки благ цивилизации в деревне
нет, зато алкогольные магазины в изобилии, включая гордость
местного населения - «Красное и белое», а в
пыльной и заросшей паутиной школьной «красной комнате»
- гипсовый Ленин, выцветшие знамёна и библиографические
редкости типа «Архивов Троцкого» и «Человека и религии в
современном фрейдизме». Кубанского фермера Бориса Савинова авторы
фильма застали уже на излёте жизни, на 4-й стадии ракового
заболевания, при этом герой излучает оптимизм, заверяя нас, что
чувствует себя прекрасно и неизбежного не боится
- «Все когда-нибудь умрём». Как и остальные герои
фильма, Савинов чувствует себя человеком, на котором страна
держится: «Плачу много налогов. А кто будет платить? Дерипаска?
Мордашёв? Ткачёв?» Не прекращая тяжелейшего труда на земле,
готовится достойно встретить костлявую, в загробную жизнь не верит,
в детстве разрубил икону топором: «Для меня это просто картинка, не
более того». Сопереживает новостям из Сирии с телеканала «Звезда»,
всё принимает близко к сердцу. Умерший через год после съёмок
фермер - олицетворение оптимизма и
жизненной стойкости. А вот новосибирский авиаконструктор,
замдиректора Сибирского НИИ авиации (СибНИА) Григорий Анохин,
энтузиаст техники и социофоб - давний
любимец российских кинодокументалистов. В 2016 году посвященный ему
фильм Галины Леонтьевой «Закон Бернулли» собрал ворох призов
отечественных кинофорумов, включая Гран-при кинофестиваля «Человек
труда». Судя по видеоряду и высказываниям Анохина в картине
Кончаловского, за четыре года в отрасли мало что изменилось
- та же горечь в интонациях Анохина, те же
сетования, те же переживания: «Во всём авиационном комплексе
российского производства только халат, который сейчас на
мне».
Каждый «человек неунывающий» у Кончаловского
- миссионер, служащий людям, влюблённый в жизнь.
Поразительно, но абсолютное большинство опрошенных героев на
экзистенциальный вопрос о свободе отвечает: "Свободы в России через
край, Россия - одна из самых свободных
стран в мире. А вот демократией в России и не пахнет, даже намёка
на демократию нет". У некоторых свобода ассоциируется с бардаком,
анархией и вседозволенностью, практически ни для кого не является
абсолютной ценностью, для всех она вторична по отношению к
общественному долгу. Для режиссёра это одна из многочисленных точек
соприкосновения, цементирующих нацию. Но Кончаловский не был бы
большим мастером, если бы закончил фильм на такой
лучезарно-бравурной ноте. Холодным душем на голову зрителя
проливаются финальные титры: 20% россиян живёт за чертой бедности,
каждый 4-й дом не газифицирован….. Прискорбная статистика
завершается результатом опроса ВЦИОМ, согласно которому 80% россиян
чувствуют себя счастливыми.