Человек из Буэнос-Айреса

топ 100 блогов werewolf000126.12.2021
Почему в России в 1917 году произошла революция
Честного ответа на этот вопрос, по мнению автора – мы не дали до сих пор. Ответы на этот вопрос страдают интеллигентским стремлением выдавать желаемое за действительное и стремлением обелить себя. Мы до сих пор не признали и не можем согласиться с тем, что в 1917 году вели себя не лучшим образом. И это мягко сказано еще…
На самом деле мы пытаемся придумать то ли оправдание, то ли более мягкое слово на замену простому и определенному: «предательство».
Начнем с мужиков. С крестьян, которые составляли 90 % населения России. В 1914 году их просто взяли и дернули как морковку с грядки – и бросили во вселенскую бойню. Зачем, почему – они не понимали и им этого не объяснили. Но главное – им не объяснили, а им то что с того? Почему они должны оставить свои занятия, баб, землю и идти убивать и умирать? Что вообще значит непонятное для них городское слово «долг», кому и чего они должны?
Русский мужик веками жил в государстве, которое было создано не им и не для него. Он сам не считал свое государство своим, а городских людей – соотечественниками. Он жил в своей деревне, в своем доме, в своей общине, у своего помещика и больше его ничего не интересовало. Он ездил в город продавать и покупать, он ходил с прошениями к власти и в суд, если требовалось – но в целом видел возможность обходиться и без этого.
Отдельная тема – крепостное право. Про него мы до сих пор знаем мало. Вроде как и унижали нас, народ, и оскорбляли, но как именно? А если начать копать глубже – то выясняются удивительные вещи. Например – не было ни одного закона, ни одного подзаконного акта, согласно которому крестьяне были бы собственностью помещиков, и их можно было бы продавать «как души», что отдельно с землей, что без. Как? А вот так! Не было! Статус русского крестьянина никогда не был равен статусу римского раба. По закону крестьянин прикреплялся к земле, которую должен был обрабатывать и не мог покинуть. Сначала крестьянин мог перейти к другому помещику в любое время, заплатив выкуп (пожилое), потом только в один день (Юрьев день), потом – никогда. Но крестьянин имел право владеть своим имуществом, и это было его имущество, а не помещика. Помещик был как бы агентом государства, он должен был собирать с общины подати, обеспечивать поставку в армию рекрутов, крестьяне обязаны были платить ему оброк и обрабатывать землю помещика (барщина). Крестьянин мог уйти в город, только если помещик разрешит – иначе не давали паспорт (крестьянину давали паспорт на 5 лет, дворянину бессрочный («вечность»)). Но продать крестьянина помещик не имел права. Но продавали же? Продавали! И деревнями, и семьями. И детей с родителями разлучали. Почему? Не по закону, но по устоявшемуся обычаю. В газетах публиковали объявления – отдам в обучение, или отдам в слуги. Но все, и те, кто публиковал и те, кто читал, и те, кто совершал сделку, понимали, что они не просто поступают плохо – но нарушают закон. И нарушали! Годами, десятилетиями нарушали! Три императора – Павел I, Александр I и Николай I понимали, что это плохо и искали возможностей отменить крепостное право. И не решались, боясь вступить в конфликт со всем дворянским сословием.
Я не знаю второго такого примера, когда важнейшие в государстве отношения десятилетиями, если не столетиями базировались на массовом и повсеместном нарушении закона, и государство не могло, да и не хотело (не решалось) вмешаться. В США, например рабство в некоторых штатах было, по крайней мере, законным.
Реформа 1861 года была проведена плохо. Но плохо не в плане выкупа и перераспределения земли. А в плане того что не была уничтожена община и власть по-прежнему не видела в мужике личность и не пыталась превратить его в личность. Община коллективно отвечала перед правительством за уплату налогов и направление рекрутов в армию, и правительство не желало знать, что происходит в общине. Община сама выбирала себе управляющих и сама разрешала споры на сумму до полутора-двух годовых доходов среднего мужика! Причем споры решались не по закону, а по обычаю и власть опять ничего не хотела про это знать. В какой то степени это было хуже крепостничества. Личной свободы не было – мужик не мог просто взять паспорт и уйти в город, не мог заниматься бизнесом – на все требовалось разрешение общины. Но если помещик мог привносить в жизнь крестьян что-то новое, учить их правильному ведению хозяйства, окультуривать – то община этого не могла. Ситуацию резко изменил Столыпин – именно при нем мужик получил ПОЛНУЮ ЛИЧНУЮ СВОБОДУ – но до войны и революции времени было слишком мало.
Кстати, я понимаю, почему на меры, на которые пошел Столыпин не рискнул пойти Александр II. Личная свобода для крестьян – означала необходимость создавать органы местного самоуправления по всей империи, а так же создавать налоговые органы, которых не смогли нормально создать и до 1917 года. Тогда, в 1861 году на это не было ни денег, ни главное – людей. В России не было укоренившейся традиции местного самоуправления как в Англии или многочисленных мелких дворов как в Германии, создавших даже избыток подготовленных чиновников. В России чиновников, как и денег чтобы им платить не хватало даже при Столыпине…
В итоге в 1914 году мужик как и пятьдесят лет назад – не был ни гражданином, ни подданным. Он просто жил где-то, ходил в церковь и знал что где-то там есть Царь – а больше и не знал ничего. О степени тьмы в головах мужиков – свидетельствуют хотя бы ходившие в Сибири в Гражданскую слухи, что Михаил Александрович назначил Ленина и Троцкого своими министрами…
И вот, в 1914 году миллионы этих темных мужиков выдернули из привычного им, пусть и небогатого и непросвещенного жизненного уюта, из простой и понятной жизни – и сунули их в окопы, в бойню. Причем никто не думал что на три с лишним года – даже офицеры говорили, что все должно закончиться до зимы.
Но прошел год, потом еще год. Отступления, холод. Плохое снабжение. Пулеметы, газы, десятидюймовые снаряды. Опасность погибнуть или быть искалеченным в любую минуту.
И снова вопрос, на который нет ответа. Ради чего?
Мужик все прекрасно видел. То что в тылу полно всякой тыловой швали – Россия призвала чуть более 6 % мужчин, для сравнения Франция – около двадцати. То что пока он тут, там – решают какие-то вопросы. То что не возделывается заброшенная земля – год, потом еще год и еще. Офицеры и сами не знают, когда все это кончится.
Как мужик решает вопросы? Привыкший иметь дело с превосходящей силой, мужик привык уклоняться и решать вопросы впотаек. При этом такие понятия как «честь» «достоинство» «патриотизм» были для него пустым звуком.
Кто-то дезертировал. К 1917 году в тылу было до миллиона дезертиров, деревни их не выдавали, из чувства общности, да и работать кому-то надо. Кто-то сдавался в плен – только в 1915 году в плен сдалось более миллиона человек. В плену тогда к людям относились нормально по обе стороны фронта – чаще всего пленные жили в лагерях и ходили на работу, рабочие руки были нужны везде. В России не было даже лагерей, пленных просто вывозили во внутренние губернии и выпускали, с обязательством не бежать и отмечаться в полиции. Например, Иосип Броз, который тогда еще не был Тито – работал механиком на мельнице, снимал комнату и даже женился. В Германии были лагеря для пленных, где они жили, работали чаще всего у местных бауэров на земле и даже получали от государства какую-то похлебку. Никто не пытался их уничтожить. Перед мужиком вставал выбор: либо холодный окоп, зуботычины от офицеров и вероятность погибнуть, или плен и привычная работа на земле. Что он выбирал?
Но и у тех, кто оставался на передовой – копилась злоба. Прежде всего на то что война не кончается и непонятно, когда кончится. Мужик не согласен был терпеть и ждать. А в городах – в казармах готовилось пополнение. Готовили его чаще всего офицеры, которые по ранениям не могли служить в окопах. Молодое пополнение смотрело на них и представляло на их месте – себя. И уже в 1916 году все чаще встречаются свидетельства, что если мира не будет в самое ближайшее время – страна взорвется.
И вот, в феврале 1917 года страна – взорвалась.
Не так уж важно, было это случайностью, или заранее спланированной провокацией (как полагает автор). Важно то, что в какой-то момент масса мужиков с оружием почувствовала, что они сильнее государства и могут навязать ему волю. И у них не было ни единой причины не делать этого – государство было им чужим.
Почему расправлялись с офицерами? Нет, совсем не потому что офицеры били и оскорбляли мужиков. Офицер был препятствием на пути домой, препятствием на пути к миру. Офицер требовал выполнять приказы, идти в атаку, на смерть, оставаться в окопах. Решение было простым – убить офицера и домой. Ну и кого-то из-за обид убили, понятно. Но в целом – ошибаются те авторы, которые считают, что крестьяне восстали, мстя за многовековое угнетение. Таких возвышенных мотиваций не было. Просто им нужен был мир и домой, делить землю. Всех кто пытался встать у них на пути – они убивали. Вот и всё.
Но была еще и политическая революция. Ее свершили интеллигенты и политики, в основном республиканцы в городе Петрограде, реализовав вековую мечту ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ. Сбросили царя и провозгласили республику. От народа от простого мужика – они были страшно далеки хотя бы тем что были патриотами. Они думали, что мужик пойдет в бой за свою свободу – но это было не так. Для мужика новая, республиканская власть была такая же чужая как и прежняя и ему нужны были два простых ответа на два простых вопроса. Когда будет мир и что с землей. И ответы нужны были прямо сейчас, потому что мужик своим опытом понимал – чем больше времени проходит, тем больше времени у господ придумать новое ярмо мужикам. И потому вопросы надо решать здесь и сейчас и полностью.
Не получив ответов на свои вопросы, или получив не те которые ждали – мужик полностью отказал и новой власти в поддержке. Все говорят о том что в Гражданскую никто не воевал на стороне монархии – а как насчет того, что и за свергнутое Временное правительство никто воевать не стал, и никто не выдвинул лозунг его восстановления, так оно было непопулярно…
И вот есть мы. Нынешние. Внуки и правнуки.
Мы не можем ни понять ни принять образа мысли мужиков того времени потому что мы – граждане. Гражданами не рождаются, гражданами становятся. Чудовищной ценой мы, русские – научились быть гражданами. И это одно из немногих положительных следствий того, 1917 года. Что бывает, если гражданами не быть – мы узнали тогда…

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Когда-то очень длительное время этот трек жил в моем плеере. Настоящий украинский слэм, а не Иво Бобул или Тик, ...
Лукашенко о причине не взятия Киева войсками ВСРФ в начале СВО: «…с Киевом было бы все закончено. Пусть скажет (спасибо?) евреям и католикам, скорее всего, которые гарантировали, что если Путин не будет брать Киев, что все будет нормально. Больше ничего в этом плане не скажу. Пусть Путин ...
В ходе непринуждённой болтовни явилась мысль, что современный русскоязычный контингент, по отношению его к национальному православию, по степени погружённости в оное, можно разделить на две большие группы. Первая: « Jurassic Park ? Это о Введенском ...
Программа минимум выполнена: до Ору доехали без приключений, поели, отдохнули и я поехала с подружкой в спа. Правда ей не так повезло, пришлось взять с собой детей. Проверили на толерантность к нетрадиционным семьям - Тойла спа прошел её на 5+, а мы вчетвером прошли по семейному ...
Но я не знаю, когда здесь снова появится "военная история". Дело конечно не в том, что жизненные и творческие планы стали неактуальными или потому что "повесточка сменилась". Разразившееся "военное настоящее" оказалось настолько масштабным и лично меня коснувшимся, что намерения писать, ...