«Челноки» России 90-х: как появилась легенда

1990-е годы стали эпохой глубоких социально-экономических перемен, когда страны бывшего Советского Союза должны были адаптироваться к прежде незнакомым им рыночным реалиям. Простые граждане тоже массово столкнулись с серьезными жизненными испытаниями.

В это непростое время, когда не было нормальной работы, а привычные сегодня бытовые блага были дефицитом, предприимчивые люди обратились к новой для общества форме заработка: закупали товар малыми партиями, в основном заграницей, и перевозили на родину, чтобы перепродавать. Это было начало эры так называемых «челноков» — пионеров частной торговли.
Международные «экспедиции»
Развитие челночной торговли подтолкнули дефицит товаров повседневного спроса и острая нехватка рабочих мест. В этих условиях люди самых разных профессий и социального положения отправлялись в поисках товара за границу, часто маскируя коммерческие поездки под туристические.

Например, в Грецию и Турцию «челноки» ездили за кожаной одеждой и изделиями из меха. В аэропортах этих стран была установлена разная пошлина на ввозимый груз: в Греции сбор составлял 20 долларов за килограмм, а в Турции — всего 2 доллара. Экономия заставляла торговцев сначала лететь в Турцию, а затем добираться автобусом до Греции и, приобретя необходимые товары, обратно, чтобы уменьшить затраты.
Тактика и ухищрения
Вскоре греческие таможенные службы научились распознавать маневры российских торговцев и ограничили ввоз двумя шубами на одного человека, однако изобретательность «челноков» не знала границ: они научились компактно скручивать шубы, упаковывать их в плотный слой скотча и перевозить через границу, спрятав в машинных отсеках автобусов, которыми они перемещались обратно в Турцию. Такая схема помогала им не только сохранять свой бизнес, но и продолжать поставлять на родину дефицитные товары, оставаясь на шаг впереди таможенных ограничений.

Предприниматели-одиночки чаще всего не могли себе позволить путешествия для поиска товаров зарубежом, поэтому многие ездили на закупки в пределах страны на крупные оптовые базы, например, «Лужники», «Савёловский» и «Измайловский» рынок, широко известный как «Черкизон».
Последний славился особой атмосферой: открытый уже в 4 утра, рынок предлагал «челнокам» огромный выбор товаров по самым низким ценам. Уже к трём часам загруженные под завязку новоиспечённые предприниматели распихивали свои тюки по автобусам и разъезжались по стране, чтобы доставить и распродать «дефицит» — и так до новой поездки.

История «челночной» торговли уходит корнями в Польшу, где в девяностые за скромные 20 долларов можно было оформить заграничный паспорт. Изначально из Польши везли китайскую одежду и электронику, но вскоре предприниматели смекнули, что прямые поставки из Китая обходятся гораздо выгоднее. Китайские партнёры тоже были рады россиянам и ценили их практичность и открытость в деловых отношениях.
«Звезды-челноки»
Среди «челноков» встречались люди самых разных профессий и интересов: так, популярная певица Анита Цой в 90-е занималась продажей одежды в «Лужниках», привезённой из Кореи от родных. Актёр Сергей Плотников и певица Ирина Салтыкова тоже нашли себя в этом бизнесе, торгуя на «Черкизоне» и на Кутузовском проспекте соответственно. В общем, в нестабильные для страны и переходные для экономики годы всем приходилось что-то выдумывать, чтобы держаться на плаву бурного течения событий.