Чебурашки из РЖД

Андрей Школин
Cтоимость проезда в электричках по Москве и Московской области вырастет в полтора раза? Скорее РЖД опять пытается выбить больше денег из правительства
Все-таки хорошо, что ставки тарифов для монополий определяют не сами монополии. Сомневаюсь, что правительство пойдет на такое резкое увеличение, особенно в Московском регионе. Иначе в маршах несогласных будут участвовать не десятки и сотни людей, как сейчас, а десятки и сотни тысяч. Возникает вопрос: зачем тогда Геннадий Викторович решил взбудоражить нас с вами? И тут вспомнил одну из историй Эдуарда Успенского про крокодила Гену и Чебурашку, которые пришли к чиновнику с просьбой выделить машину для перевозки кирпичей. А чиновник все просьбы делил на два:
- Нужна машина.
- Могу дать только полмашины.
- Но ведь полмашины не сможет ехать!
- Тогда я дам вам целую машину, но она перевезет кирпичи только на полдороги.
Вот и Геннадий Верховых говорит о росте тарифа в полтора раза в надежде, что его повысят хотя бы на четверть.
Пожалуй, еще шире больше обсуждалось сегодня другое предложение Геннадия Верховых – об увеличении штрафов за безбилетный проезд до европейского уровня. Не иначе потому, что закоренелых «зайцев» в Рунете больше, чем пассажиров с билетами. Здесь, конечно, и разница цифр сразу в глаза бросается: нынешние штрафы в 100 рублей функционер РЖД сравнил с европейским уровнем в 60-80 евро, то есть 2-3 тыс. рублей. Безусловно, ответственность за безбилетный проезд надо повышать. По некоторым оценкам, количество безбилетников превышает 50%. Проблему надо как-то решать, но простым увеличением штрафов здесь не отделаешься – контролеры тоже люди, скажем, не первой святости.
В конечном счете, оба этих довольно радикальных заявления преследуют одну цель. До реформы РЖД пассажирские перевозки субсидировались за счет рентабельных грузовых. Но при реформировании РЖД прибыльные виды бизнеса стали выделяться из состава монополии: в капитале «Трансконтейнера» и Первой грузовой компании вот-вот появятся частные инвесторы. Возможность получать деньги на пассажирские перевозки все больше сужается. Геннадий Верховых, по сути, предложил правительству выбор: или повышение тарифов до точки окупаемости перевозок с неизбежными народными волнениями, или небольшой рост тарифов, но тогда РЖД ждет возмещения потерь из федерального бюджета.
|
</> |