"Чайка" Константина Хабенского в МХТ

топ 100 блогов ribera01.12.2024

Осень закончилась знаковой премьерой — новая «Чайка» в МХТ. Константин Хабенский замахнулся сразу на символ театра в своей первой большой режиссёрской работе, что вызвало много споров (да, у тех, кто ещё ничего не видел, но пытался предположить). После премьеры — споров только больше, но равнодушие после спектакля точно отсутствует. Большая жизнь новой «Чайки» начинается зимой, сегодня — второй показ, тоже с аншлагом.
Я буду говорить только за себя (как обычно), о том, что увидела и как услышала. Всё же при всём прекрасном отношении к Хабенскому я все новые проекты смотрю «с нуля» и без авансов, спасибо предыдущему опыту. И по итогу я вижу огромнейшую работу, безграничную любовь режиссёра к постановке и отдельно к автору и бескрайнюю грусть одиночества героев, у которых вроде бы есть всё для счастья...
Ролик о спектакле ничего не говорит, но такой тизер очень крут сам по себе.

Если говорить о том, что видно глазами, то на сцене — масштабная декорация пристани, создающая атмосферу летнего отдыха и одновременно передающая привет декорациям Мейерхольда. Там же — шкаф, один из «приветов» Чехову, там же будут его ружья, стреляющие по беззащитным чайкам без особой цели. Чайка — слишком натуралистичная, будто действительно убитая птица, а не музейное чучелко и не явный реквизит. От этого — острее и больнее. Вид на озеро — проекция, которую включают и выключают герои, открывая и закрывая для себя и других горизонты. И центр событий — сарайчик, в котором Костя (сразу хочется добавить — Иночкин) прячется от взрослой жизни и где в итоге остаётся навсегда.
Действие проходит под пение Леонида Фёдорова и тоскливый собачий вой. На этом фоне не сразу понятно, что герои говорят без микрофонов, но да, режиссёр не искал лёгких путей. В итоге сила слов заполняет весь большой зал МХТ — без микрофонов.
А действие по итогу — только пьеса Кости Треплева по своей сути (сам текст Чехова лишь немного сокращён).
«Холодно, холодно, холодно. Пусто, пусто, пусто. Страшно, страшно, страшно».
Это в «Чайке», а не только в пьесе Кости, есть душа Шекспира, а сам герой пытается бысть местным Гамлетом, чтобы быть хоть кем-то. Это в «Чайке» у каждого героя — душа, существующая в безграничной пустоте.
Герои вроде бы неплохо живут, у них есть, где красиво провести лето, с кем пообщаться, с кем завести отношения. Но никто никого не слышит, не видит, не замечает. Даже если небо упадёт на землю, они не заметят. У героев может быть всё, но их руки пусты, а любовь безответна, да и любовь ли это? До финала Кости — была ли у него жизнь? Живут ли герои? Это не жизнь, это только разговоры о себе, впечатления, которые никто не слушает, переживания, которые никто не уважает и не разделяет. Когда Нина и Тригорин сливаются в страсти за шкафом навиду у всех, на это не реагирует даже Аркадина. Когда одичавший от невзаимности Костя поедает убитую чайку, другие герои находятся рядом, но не видят и не понимают, не реагируют и не поддерживают. С виду спокойная и благополучная жизнь переполнена личными трагедиями, которые для других просто не существуют. Будто ничего не происходит, будто ничего и нет. Пусто... страшно...
Хабенский говорил до премьеры, что его «Чайка» посвящена женщинам и их переживаниям. Здесь героини проживают свои личные несчастья, и каждая «несчастлива по-своему». Законный брак не создаёт семью. Воля состоявшейся актрисы не создаёт отношения. Нахождение рядом и беззаветная любовь к другому не создаёт счастья. Биологическое родство не создаёт материнскую любовь и заботу. Ни у кого нет ни понимания другого человека, ни уважения его чувств. И Нина, и Маша слепы от своей любви и никак не хотят понять чувства своих мужчин. Аркадина заранее принимает все измены, вроде бы даже и не переживая. При этом никто и не принимает любовь, не видит её, не уважает, даже не пытается не разбивать чужое сердце. Детские травмы героев вырастают в целый новый, огромный и пустой мир.
На этом фоне хочу отметить роль Треплева (Андрей Максимов), который от скуки соглашается на всё предлагаемое Ниной, и так это болезненно, так не правильно...   
После новой «Чайки» остаётся ощущение безграничной грусти — за героев, за нелюбовь, возможно, за себя... Время премьеры было выбрано идеально, на улице сейчас короткие дни без рассвета, серость, тоска... как дополнительные декорации к сюжету, который вроде бы происходит летом, но в душах героев — сплошной ноябрь. Но при этом ощущается и огромная любовь режиссёра к этим неповзрослевшим детям, чью историю он хочет рассказать и показать, понимая все их недостатки и всё равно любя. И эта любовь оставляет светлые чувства после всего просмотренного, ощущение, что и в случае нашей личной несчастливой истории найдётся кто-то, кто сможет полюбить любую неидеальность

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Медсёстры и санитары Коммунарки, которым в мае снова не пришла президентская надбавка, написали письмо Владимиру Путину с просьбой выяснить, куда делись их деньги. Представители инициативной группы рассказали «Открытым медиа», что сегодня они отнесут обращение в приёмную президента на ...
Турецкий лидер Эрдоган очень долго старался усидеть на двух стульях, но это ему так и не удалось. В итоге на муниципальных выборах партия Эрдогана потерпела сокрушительное поражение. Теперь уже нет сомнений, что это приведёт к изменению российско-турецких отношений. Судя по всему, они ...
Масло. 72,5% нельзя кушать ни в коем случае. Это транс- жир — растительное масло низкого сорта разбитое водородом. Масло меньше 82,5% не бывает. Если не получится найти такое масло, то лучше ешьте растительное. Лучше съешьте две ложки натурального сливочного масла, чем целую пачку ...
Эксперимент тут провели с одним хищником. Он в сети никогда не знакомится почти, только в реале. Но на волне обсуждений СЗ в моей ленте я спросила, может ли он самую-самую красивую девушку в тиндере склеить за один разговор в течение часа, так, чтобы она к нему сразу же стала приставать ...
Активное продолжение обсуждения катастрофы в Макеевке ( т.е. одномоментная потеря в одном месте около 0,5к мобиков 200-ми и 300-ми ) в основном носит характер рассуждения о том, КАКИМ ОБРАЗОМ была обнаружена цель. Т.е. наводкой со спутника, пеленгом большого скопления смартфонов, ...