часть два
vityok-m4-15 — 03.11.2025
4. Решения командиров рот на каждый день, как документы, на
практике готовятся без нужной детализации, общими словами,
чрезмерно обобщённо. В результате нужного организационного эффекта
они не дают. В частности, не расписывается прикрытие огнём и
другими средствами, привязанное либо ко времени, либо к этапам
движения (действий) штурмовых групп и других подразделений с
указанием количества производимых выстрелов. Такой обобщённый
подход позволяет командирам ограничиться лишь сбором наступающего
подразделения и запуском его движения по направлению к противнику в
предписанное время. Такой подход в современных условиях ведения
боевых действий равноценен неподготовленной атаке и нередко
приводит к срывам выполнения задач и необоснованным потерям. План
действий батальонов и, главное, рот на день, в которой планируются
наступательные действия, должен быть детальным вплоть до
хронометража действий каждой отдельной штурмовой группы (4-5
солдат) и её прикрытия.Для наглядности, примерная обобщённая форма сутевой части плана действий, созданная на основе одного из реальных боёв, произошедшего в сентябре 2024 года, приводится ниже.
От составителя. Возможно, мы стали свидетелями окончательного отмирания целого пласта тактических приёмов. «Старая тактика» обращала внимание на существование у командира двух возможностей: провести надлежащую детальную подготовку удара, но потерять на это время либо собрать ударный кулак на скорую руку и ударить быстро. В последнем случае меньшая подготовленность удара своих войск компенсировалась неготовностью противника встретить удар в достаточно организованной манере. Быстрота своих действий не давала противнику организоваться. Массовое насыщение войск цифровыми средствами (БПЛА, сенсоры, связь) такую возможность, похоже, закрыло. Удары без детальной подготовки стали окончательно неэффективными.
5. По опыту, от батальона в наступлении максимально могут принять участие 8 штурмовых групп, 2 группы эвакуации и 2 группы резерва командира по 4 солдата каждая, то есть всего 48 человек.
В общем случае штурмовые группы действуют по трём направлениям, два из которых являются отвлекающими, а третье направлением главного удара. При этом одновременно действуют по одной штурмовой группе на каждом из трёх направлений. Ещё по две или три штурмовые группы на каждом направлении являются резервными. Они вводятся в бой в случае невыполнения задачи передовой штурмовой группой соответствующего направления или достижения ею успеха. Важно подчеркнуть, что резервные группы при вводе в бой ждут удобного момента для перемещения с точки зрения опасности ударов БПЛА противника, а не бросаются вперёд просто по факту того, что предшествующую группу разбили или она захватила позицию (вышла на рубеж). Обычно на направлении главного удара используют группы из более качественно подготовленных солдат, а на второстепенном направлении менее качественно подготовленных. В резерв командира стараются включать наиболее подготовленных и опытных солдат, которые обладают наибольшей боевой устойчивостью.
6. Управление боевыми действиями осуществлялось с передового пункта управления (ППУ). На нём были установлены три монитора, получавшие информацию с разведывательных БПЛА.
За полчаса до начала наступления для управления боем создавался отдельный закрытый чат в коммерческом мессенджере.
Перед началом наступления на 1,5-2 суток вперёд создавался план смены частот управления. Доведение информации о частотах осуществлялось преимущественно по полевому телефону ТА 57. При этом, учитывая возможность ошибок личного состава, при переходе на новые частоты (так называемом «перекате») на прежней частоте оставлялась дежурная рация.
Поведение цифровых раций в эфире отслеживалось. Если рация пропадала со связи и были основания считать, что она могла попасть к противнику, рации через программирующий компьютер дистанционно блокировались.
7. При использовании для передачи видеопотока (стрима) программы «Дискорд» (Discord) понималась возможность его перехвата противником. Поэтому для контроля передвижения группы наших пехотинцев, идущих в наступление, разведывательный БПЛА не передавал их изображение постоянно. Камера БПЛА смотрела в основном по другим направлениям, лишь периодически бросался быстрый взгляд на район нахождения группы. За это время положение группы срисовывалось наблюдающим командиром. Командир, ведущий группу с помощью БПЛА, знает о её наличии на определённом участке местности. Поэтому он быстро определял, где находится группа. Противник, в случае перехвата видеопотока, видел просто рысканье камеры в разные стороны.
8. Для ориентирования средств ПВО «нижнего неба» зона ответственности полка делилась на квадраты. Пункты воздушного наблюдения распределялись по месторасположению подразделений полка. Они перекрывали наблюдением всю зону ответственности полка. При появлении БПЛА противника о квадрате его появления и направлении движения докладывалось по радиосети. Типы появившихся БПЛА передавались кодовыми словами («кукушка», «пила» и т.п.). Используется также цветовое кодирование карты.
9. При использовании миномётов в текущих условиях ведения боевых действий на один ствол нужно три расчёта, чтобы смена дежурила 8 часов. Это обеспечивает высокую готовность к открытию огня круглые сутки.
Позиции миномётов прикрываются средствами РЭБ и гладкоствольными ружьями. Вокруг позиций оборудуются пункты воздушного наблюдения против дронов. При принятии мер по антидроновой защите, огонь из миномёта может вестись достаточно долго.
Миномёты стреляют всегда из окопа. Время оборудования позиции для миномёта, с учётом необходимости маскировки процесса их оборудования, составляет около недели. Отрывка окопов осуществляется под натянутыми сверху маскировочными сетками. Позиции оборудуются на обратном скате. Интервалы между позициями не очень важны, поскольку огонь по площадям не используется. Если обстрел и осуществляется, то точечный.
Для смены позиций миномётов используются ручные тележки.
10. Противник блокировал тропу снабжения к передовым позициям в нашем тылу путём забазирования ФПВ дронов камикадзе. Они прилетали, садились на грунт в нашем тылу и ждали появления солдат снабжения для нанесения удара. Предположительно частоты, на которых они управлялись, отстояли друг от друга на определённый шаг. Каждый забазированный БПЛА имел свою частоту управления. Снабжение пришлось осуществлять по дну неглубокого водоёма в тёмное время суток с использованием водолазного гидрокостюма. Солдат снабжения ходил с трубкой для плавания, что позволяло при появлении дронов противника уходить полностью под воду. Впрочем, часто перемещались с головой, выставленной на поверхности воды. Дело в том, что при погружении в воду материалы гидрокостюма и гидрошлема намокали и принимали температуру воды. Поэтому можно было идти, периодически погружаясь под воду для выравнивания температуры, но в основном с головой, находившейся выше поверхности воды.
11. В боевой четверке только один солдат вооружается гладкоствольным ружьём против дронов. Такие ружья и боеприпасы к ним достаточно тяжёлые и не позволяют нести другое основное вооружение. Солдат с гладкоствольным ружьём часто не носит автомата.
В четверке один солдат несёт переносное средство РЭБ. Оно включается только по команде. Заряда батареи хватает примерно на 1 час работы.
12. Одним из способов закрепления в населённых пунктах является устройство блиндажей в сельских домах. В доме снимаются половые доски и спиливаются лаги, на которых они лежат. Затем внутри откапывается блиндаж, а также минимум два хода сообщения из блиндажа под фундаментом наружу в разных направлениях. Доски и лаги используются для устройства перекрытия крыши блиндажа. Поверх них укладывается выкопанный внутри дома грунт. После артобстрелов стены, перекрытия и крыша здания обваливаются, образуя дополнительную защитную подушку для блиндажа.
13. Учитывая применение противником зажигательных боеприпасов, для тушения вторичных пожаров в окопах целесообразно иметь огнетушители.
14. Танки используются как высокоточные орудия для стрельбы с закрытых огневых позиций на дальностях до 8 километров. Учитывая точность стрельбы танковой пушки, для поддержки штурмовых действий танки в значительной части случаев более эффективны, чем 122 мм артиллерийские орудия. На практике стрельба из 122 мм орудий осуществляется на дальности до 13 км, но при этом они менее точные при поражении точечных целей. К тому же танк является мобильным носителем средств РЭБ.
Обычным алгоритмом использования танка для поддержки наступления является скрытное заблаговременное расположение танка на позиции и производство им одного пристрелочного выстрела. Далее танк не стреляет, но всё время находится в готовности к открытию огня по первому требованию наступающих пехотных подразделений.
В среднем нужная плотность применения танков составляет 1 танк на километр линии фронта.
Артиллерия имеет преимущества перед танками при разрушении особо прочных сооружений, например дотов.
15. При организации взаимодействия отмечалась высокая степень «феодального мышления» у многих офицеров. Задачи выполняются таким образом, чтобы выгородить максимально собственное подразделение даже в ущерб общему замыслу действий. Например, проблемы возникают с подразделениями, которые в общем замысле должны выполнять функции отвлечения внимания противника, чтобы позволить ударить в другом месте. Такие подразделения, по замыслу, должны притягивать большую часть огневого воздействия противника. Командиры таких отвлекающих подразделений стараются действовать неактивно, чтобы уменьшить огневое воздействие противника. В результате эффекта отвлечения внимания противника не возникает. Реализация общего замысла срывается. Отмечаются также проявления своего рода ревности к успехам других подразделений.
16. Огневые возможности пехоты в обороне на переднем крае практически не используются. Оборона опирается на системы удалённого удара. Реальная функция пехоты на передовых позициях не ведение боя, а обозначение удерживаемой линии, создание необходимости противнику задействовать свою пехоту для продвижения вперёд, а главное воспрепятствование противнику выносить места расположения оборудования для ФПВ дронов камикадзе вперёд. Сам же бой ведётся удалёнными огневыми средствами. Пехота с пехотой воюет очень ограниченно.
17. Штурмовые группы берут собой в рюкзак 4 шоколадки «Сникерс» и 2-3 литра воды. Этого запаса при очень экономном потреблении может хватить на неделю пребывания. Аппетита, как правило, нет. Есть в условиях стресса не хочется. С собой в рюкзак также берут средства первой домедицинской помощи, а также запасные батареи для раций. Боеприпасов обычно берут немного. От противника на занятых позициях остаётся достаточно. Закрепление на захваченных позициях означает длительное пребывание в ограниченном пространстве, без возможности выхода на открытую местность, что психологически достаточно тяжело.
18. Если готовится наступление, то выявленные позиции операторов БПЛА сразу не уничтожают. Их выявляют и фиксируют. Позиции уничтожают в день атаки. Если же наши войска находятся в обороне, используется противоположный подход. Позиции операторов БПЛА противника уничтожаются сразу после выявления.
19. При оборудовании позиций нередко грунт приходится складывать в мешки, а мешки прятать.
20. На передовых позициях при отрывке окопов одновременно могут работать два солдата, остальные отдыхают. Потом рабочая смена меняется с теми, кто отдыхал.
21. В отличие от противника, который организует ротации относительно часто (раз в несколько дней), у нас используется другой подход. После занятия позиций солдаты на ней находятся максимально долго, насколько позволят имеющиеся на позиции ресурсы. Обычно ротация производится один раз в две недели. Это уменьшает количество перемещений в тыл и из тыла и снижает риск потерь от беспилотников. Конечно, моральная усталость солдат при этом больше.
22. СПГ 9 используется для стрельбы с закрытых огневых позиций. Огонь ведётся осколочными боеприпасами на дальность 3-4 километра. По своей реально выполняемой тактической роли СПГ 9 приближается к 82 мм миномёту.
23. По мнению интервьюируемого, существующая на настоящий момент степень централизации артиллерийских ресурсов на бригадном уровне избыточна. Чем большее количество артиллерийских орудий придано пехоте, тем быстрее скорость реакции на изменения боевой обстановки. Учитывая медленное продвижение, типичное для условий идущего конфликта, наличие резервов у старшего начальника не столь критично.
24. Существующая практика утверждения решений у вышестоящего командования приводит к принятию необоснованных решений. Связано это с тем, что расчёты времени не учитывают то реальное время, которое требуется для утверждения решения старшим командиром, а оно значительно. Поэтому практически решение нижестоящему командиру приходится принимать сразу после получения задачи от старшего командира, то есть ещё до детального изучения обстановки. Это делается для того, чтобы направить своё решение на утверждение и получить это утверждение в срок до начала действий по его выполнению. Поскольку такое решение в реальности является непроработанным, выполнить задачу с первого раза зачастую не получается. В первой попытке выполнить задачу теряются, как правило, наиболее подготовленные к бою подразделения. Вторую и следующую попытку приходится проводить менее подготовленными подразделениями. Возможно, что план действий, скорректированный с учётом дополнительной информации, полученной после первой попытки, является достаточно качественным, но остающиеся боеспособными к этому моменту подразделения уже не могут его выполнить в силу своего невысокого уровня боеготовности. Подразделения, имевшиеся к моменту первой попытки, и могли бы его потенциально выполнить, но их уже нет. При этом старшее командование, видя адекватный план, продолжает требовать выполнения задачи. К сожалению, имеют место случаи, когда в подобной ситуации в бой посылают наспех сколоченные группы из специалистов и солдат обслуживающих подразделений, которые не обучены к ведению наступления. И это продолжается до полного исчерпания людских ресурсов у нижестоящего командира.
От составителя. Практика искусственного создания ситуации недостатка времени часто используется при подготовке военнослужащих. Тем самым они приучаются действовать в состоянии стресса. Однако эта практика потом переносится на рутинное управление воинскими подразделениями. Это позволяет командиру создавать ситуации, когда подчинённые виноваты за невыполнение распоряжений, и тем самым управлять ими через угрозу применения ответственности за невыполненный приказ. К сожалению, когда офицер привыкает так управлять, он не может остановиться и продолжает использовать эту практику и в боевых условиях. Это приводит к принятию непроработанных боевых решений его подчинёнными. Возможно, традиционные подходы к обучению требуют пересмотра. Это требует отдельного изучения.
25. Существующая практика проверки выполнения приказов усложняет ситуацию с организацией боя. Как правило, очень внимательно контролируются сроки (звонят и требуют отчётов каждый день) и практически не контролируется качество выполнения приказов (организованный порядок подавления или обмана противника в сочетании с движением наших войск). Это приводит к тому, что командиры низового уровня любой ценой стремятся выдержать сроки, часто в ущерб качеству подготовки наступательных действий.
26. Группы эвакуации используют носилки с электромотором, багги, квадроциклы. При этом вынос осуществляется, только если имеется чистое «нижнее небо». Под огнём вынос раненых не осуществляется. Нередко для создания условий для выноса раненых приходится проводить операцию отвлечения противника на каком-то другом участке.
27. Снайперы с СВД не используются, для них в полевом бою нет рабочих дистанций. Используются только снайперы с дальнобойными винтовками 12,7 мм.
28. Багги и квадроциклы более уязвимы, чем мотоциклы. Во первых, мотоциклу проще сманеврировать, чтобы объехать мину. Ему проще держаться колеи от ранее прошедшей техники, чтобы избежать минной опасности. Во вторых, манёвр уклонения от ФПВ дрона на мотоцикле проще. На мотоцикле можно упасть в последний момент и уклониться тем самым от дрона. Пока дрон разворачивается на второй заход, можно успеть забежать в лесопосадку. Спрыгивание с багги или квадроцикла более долгое. На мотоцикле проще заехать в лесополосу. По мнению интервьюируемого, шансы на удачное уклонение от ФПВ дрона на мотоцикле составляют примерно 50%, для багги и квадроцикла лишь 10-20%. Квадроциклы и багги используют для подвоза предметов снабжения, а квадроциклы ещё для вывоза раненых, то есть для более тыловых задач. Рывок до окопов противника в общем случае делают на мотоциклах.
29. В текущих условиях можно меньше следить за выравниванием линии фронта. Опасность фланговых ударов достаточно хорошо парируется беспилотниками, а условия снабжения в выступе отличаются не сильно от условий снабжения при выровненном фронте. Усреднённо допустимо вклинение до 5 километров вглубь позиций противника при действиях узким фронтом. Если вклинение осуществляется фронтом порядка 10 км, допустимо вклинение до 20 км в глубину позиций противника. Может быть удобно захватить какой то комплекс зданий в глубине обороны противника, который может стать опорой для обороны, и уже от него развивать наступление в разные стороны.
30. В текущих условиях ведения боевых действий контроль над высотами позволяет более эффективно использовать ФПВ дроны камикадзе. Чем выше высота передатчика, тем ближе к поверхности земли такие дроны могут сохранять устойчивое управление. Нахождение на высоте поднимает относительную высоту передатчика.
31. ФПВ дроны камикадзе часто сажают прямо на дорогу для засады на автомобили. Когда автомобиль приближается, дрон взлетает и наносит удар.
32. По наблюдениям интервьюируемого, примерно 90% потерь наносят ФПВ дроны камикадзе, 9% сбросы с БПЛА и лишь 1% все остальные средства вместе взятые, включая кассетные боеприпасы, эффективность которых переоценена.
33. Для быстрого укрытия от обстрелов противник подготавливал в своих окопах подбрустверные ниши колодцы глубиной 2-3 метра, которые идут под углом примерно 45 градусов к поверхности. По форме они представляют собой условный цилиндр с диаметром около 1,5 метров. Округлая форма помогает лучше противостоять сотрясениям земли при близких разрывах. Такая ниша колодец выкапывалась рядом с деревьями, чтобы корневая система дополнительно укрепляла грунт от обрушения.
34. ПТУР используются для стрельбы по домам и позициям. На участке действий подразделения интервьюируемого бронетехники как целей для ПТУР не было. Если она и появлялась, то на предельных дальностях, и до того момента, как ПТУР подлетал, она успевала скрыться.
35. На участке действий подразделения интервьюируемого площадных целей для обстрела из РСЗО не было.
|
|
</> |
Цель МСКТ брахиоцефальных артерий
«Деревенский Голливуд» (проект Павла Мелешкина)
Советский "кино-интернационал"
ОБОРВАННЫЕ НИТИ. ЛОККАРТ, ПЕТЕРС И КАПЛАН
Письмо президента премьеру
Котовасия
Ловля крупного хищника на рыбную нарезку: забытый дедовский метод
29 января ● "День мобилизации против угрозы ядерной войны" и не только...
Придумал интеллектуальную игру для старых пердунов

