Часть 2. Слушания. О демократии и учителях
k_kiselev — 18.09.2010 — Политика Сразу после слушаний много комментариев в связи с тем, что было много ора, выкриков, аплодисментов, неуважения, грубости и т.п. И отсюда вывод: такая демократия нам не нужна, уж лучше порядок и «сегодняшние отношения». См. например: http://tushin-sergey.livejournal.com/23452.html Я не буду спорить, с тем, что действительно было. Отмечу лишь несколько моментов.Первый. Если кто-то думает, что демократия предполагает лишь обсуждение политических вопросов за чашечкой кофе парой-тройкой профессоров, или общение премьер-министра с узким кругом «валдайских» политологов, или заседание какой-нибудь продажной или нет легислатуры, то глубоко ошибается. Демократия предполагает дискуссию, убеждение, отстаивание мнений. Причем в самых разных аудиториях, с самых разных трибун, с самыми разными людьми. Отождествление демократии с выкриками равносильно отождествлению паровоза с дымом. Понятно, что дым не доставляет особого удовольствия, но из-за этого запрещать паровоз едва ли стоит. Его нужно совершенствовать. И именно так и происходило, пока Путин и компания не развернули страну в прошлое и не начали методично и последовательно уничтожать демократический опыт, навыки демократии. И демократия сегодня вернулась во времена паровоза и дыма. И ей вновь предстоит совершенствоваться. Так что лучше не обвинять людей в излишнем демократизме, а просто не запрещать им вновь накапливать опыт демократии.
Второй. Ни один нагнанный не посмел открыто высказать свою позицию выкриком несогласия. Может стыдно было? Едва ли, потому что было, прошу прощения, шипение, которое фиксировали сторонники прямых выборов. «Понавылезали тут. Выборы им подавай. У меня собаки голодные, а я из-за этих сидеть тут должна. Разорались. Что им не живется. В армию их. Пусть строем походят. Прекратите съемку. Вы еще пожалеете». И т.д.
Мне кажется, что такая шипящая позиция не от страха, не от указаний не поддаваться на провокации и, конечно, не от интеллигентности. Скорее всего, это просто позиция загнанного в угол маленького человека. Маленького в его собственных глазах. Часто такого человека, который сам себя в этот угол и загнал, а выйти из угла боится.
Третий. Сейчас многие обвиняют нагнанных и прежде всего учителей в том, что они ведут себя, как быдло. В том, что они произносят заготовленные речи. В том, что они малограмотны. В том, что они безразличны и безропотны. В том, что они агрессивны и злобны. В том, что они не умеют дискутировать. Рефреном идет мысль о том, что, не дай Бог, эти учителя будут учить или уже учат наших/моих детей. Другая точка зрения не противоположна, а, скорее, просто более лояльна к нагнанным. Учителей можно понять. Они подневольны. Им детей кормить надо. Их могут уволить. Они привыкли бояться.
В этой связи, мне вспомнились слова одного моего коллеги, который сказал их сразу же после слушаний: «Если на глазах этих учителей будут вешать тех, за кого они сегодня проголосовали, то они тоже будут послушно аплодировать». Мысль жестокая, но то, как эти самые нагнанные учителя публично пороли Чернецкого, которого вчера носили на руках, эту жестокую мысль подтверждает. Завтра они также публично будут пороть Мишарина. Похоже, что они не понимали, что публично пороли самих себя.
Четвертый. Нельзя всех нагнанных измерять одним шаблоном. Тем более, не нужно отождествлять всех учителей с шипящими во время слушаний дамами. Есть огромное количество тех, кто не пришел, тех, кто отказался. Еще больше тех, которым просто не посмели предложить участие в безнравственном деянии. Этим учителям честь и слава. И их большинство.
Честь и слава тем, кто проголосовал не по указке, а по совести.
|
</> |