Часики, которые не тикают

топ 100 блогов feministki11.01.2015 Оригинал: Die Uhr, die nicht tickt. Ein Gespräch | Авторка: Anja Kümmel | Перевод: Check Your Privilege

 Часики, которые не тикают
Сара Диль - немецкая феминистская публицистка и писательница, в основном занимающаяся борьбой за репродуктивные права женщин. Осенью вышла ее книга "Часики, которые не тикают: Бездетна и счастлива" (Sarah Diehl: Die Uhr, die nicht tickt: Kinderlos glücklich), в которой она рассказывает о различных причинах и мотивах, побуждающих женщин выбрать бездетный образ жизни, и о проблемах, с которыми им приходится сталкиваться. Предлагаем вашему вниманию интервью с Сарой Диль о ее новой книге.

* * *
— Как тебе пришла в голову мысль написать "Часики, которые не тикают"? Тебе показалось, что какие-то моменты недостаточно освещаются в уже существующей общественной дискуссии?

— Мне хотелось противопоставить что-то популярным клише о бездетности, показать, что это просто стереотипы. Ведь мнение самих женщин никто не спрашивает. Существует крайне мало социологических или других научных исследований о том, что из себя представляет бездетность. Для женщин, которые просто не хотят детей, эта тема тоже не существует, поэтому они чаще всего не задумываются о ней. Но когда их спрашивают, почему у них нет детей, им приходится это как-то обосновывать. Поэтому создается впечатление, что женщины отказываются иметь детей исключительно из-за каких-то внешних факторов. Женщинам сложно вести дискуссии на эту тему, потому что бездетность и ее причины постоянно представляются как нечто негативное. Кроме того, я хотела показать, что у бездетных женщин есть проблема вербализации, языкового представления своего выбора и образа жизни. У них мало позитивных примеров, на которые можно ориентироваться, и недостаточно языковых средств, чтобы сформировать позитивное самосознание себя как бездетной женщины.

Должна признаться, что в какой-то момент меня ужаснуло понимание того, что даже такие женщины как ты или я — то есть, вовлеченные в феминистское движение — сомневаются в своем выборе, что даже у них иногда появляется в голове мысль: "Ты об этом пожалеешь". Именно поэтому мне хотелось дать другим женщинам в руки инструмент, который позволил бы им понять, как конструируется это огромное общественное давление и как ошибочные представления о "природе" используются против женщин и их свободы.

Здесь речь идет в том числе об экономическом аспекте, а именно: на ком лежит вся репродуктивная работа, обязанности по хозяйству и уходу за детьми? Эту работу выполняет женщина, потому что эти "женские обязанности" являются частью материнского идеала. И когда кто-то отказывается быть частью этой системы, люди начинают бояться, что теперь эта важная работа больше не будет по умолчанию, незаметно и бесплатно выполняться женщинами. И поэтому с целью давления на женщин активно используется аргумент про "биологические часы". Женщинам объясняют, что из-за того, что их тела способны к вынашиванию и рождению детей, они зависимы и несвободны, в том числе эмоционально. Это очень коварная стратегия, и я пока не видела ее подробного описания в других книгах о бездетности.

— Для книги ты опросила 30 женщин разного возраста и с разным образом жизни, которые сознательно приняли решение не иметь детей. Как тебе кажется, что или кто именно вызывает у них наибольшую необходимость оправдываться? Или если иначе сформулировать, женщинам из какой среды быстрее всего удается избавиться от сомнений в правильности своего решения?

— Источники давления очень разные. Часто это родители, настойчиво требующие внуков. Или подруги, ставшие матерями. У бездетных женщин появляется впечатление, что подруги хотят их тоже "затащить" в клуб матерей и смотрят на них с подозрением, когда они продолжают наслаждаться собственной свободой. Мне бросилось в глаза, что это давление часто исходит от самой женщины, потому что она боится, что что-то пропускает. Ведь женщинам это постоянно внушают. Даже не обязательно как-то конкретно это формулировать, потому что страх действует на подсознательном уровне через сформированное обществом восприятие женщинами самих себя.

Распространенный в нашем обществе нарратив гласит, что человек жалеет, если у н_ее нет детей, особенно если этот человек женщина. И с возрастом, когда родить становится сложнее, это сомнение грызет тебя изнутри. Просто чудовищно, сколько женщин постоянно сомневаются в своем решении не иметь детей и боятся, что с ними что-то не так.

— В дискуссии о сознательном отказе от деторождения матерей и бездетных женщин часто противопоставляют друг другу. Ты пишешь в книге: "С чувством собственной правоты каждая защищает собственное решение, а решение другой выставляет чем-то эгоистичным, или даже патологичным, или вообще признаком упадка общества". Мне же кажется, что это все действует только в одном направлении — против бездетных женщин. Поэтому мне хотелось бы сейчас попробовать перевернуть ситуацию. В чем лежат "патологические" причины желания иметь детей? Или если формулировать менее жестко: в чем заключается эгоизм материнства?

— Одна из вещей, которой я научилась, когда брала интервью для книги, и которую я считаю очень важной, — это анализ собственной потребности в любви и стабильности и ее связи с собственным детством и семьей. Есть люди, у которых было очень тяжелое детство. В каких-то случаях это приводит к тому, что они хотят исправить ошибки родителей, отдать своему ребенку ту любовь, которую они сами недополучили. Я бы не называла это патологией, потому что я в принципе очень критично отношусь к этому понятию, но это, конечно, связано с желанием компенсировать. Но мы все что-то компенсируем. И поэтому очень интересно наблюдать, как это желание компенсировать выливается в совершенно разные решения, даже если исходный пункт был одним и тем же. Если у человека было тяжелое детство, это может с тем же успехом привести к тому, что он_а ни в коем случае не захочет допустить повторения этого опыта для кого-либо. Я говорила с женщинами, которые признавались, что действительно просто хотят прервать эту цепочку травматического опыта. Их бабушки отвратительно относились к их матерям, их матери отвратительно относились к ним, и все это происходило в дисфункциональном браке. Матери передают свои травмы детям, и некоторые женщины просто хотят это прекратить. С другой стороны, люди, у которых было хорошее детство, наоборот хотят продолжить цепочку. Или у них было хорошее детство, и это как раз причина того, почему им не нужна семья — они сами себе могут обеспечить стабильность, им не нужен якорь.

Поэтому очень важно уважать личный выбор людей, а не патологизировать его. У нас у всех есть свои комплексы, с которыми нам надо как-то справляться, и не имеет значения, будем ли мы это делать с детьми или без. Конечно, очень часто получается так, что человек, котор_ая заводит детей, хочет через них что-то реализовать. Особенно когда люди чрезмерно планируют деторождение или решаются на этот шаг слишком поздно, ими часто движет идея, что это еще один проект, в котором они должны добиться успеха. Или кто-то хочет через детей подчеркнуть свою уникальность. Естественно, это большой стресс для всех участни_ц ситуации. Но мы живем в таком мире, где принято пытаться произвести впечатление на публику и искать индивидуальность в однообразии. Так что мне кажется, не совсем правильно упрекать в этом людей. Гораздо интересней разобраться, почему так получается.

— В связи с этим мне кажется очень интересным высказывание одной из женщин в твоей книге о том, что ей иногда бывает очень тяжело найти смысл жизни в себе или в своей деятельности. Этому она противопоставляет расхожую идею о том, что дети вносят в жизнь распорядок и "смысл". Похоже, что иногда отказ от какой-то части контроля над своей жизнью может быть облегчением, потому что не все могут справиться с многочисленными возможностями выбора, с которыми приходится иметь дело каждый день. Для кого-то эта свобода — слишком большое испытание, а ребенок означает, что теперь твоя жизнь постоянно связана с кем-то, кто от тебя зависит. Больше не надо постоянно заново искать смысл жизни, потому что на ближайшие 15-20 лет он для тебя определен.

— Да, я тоже считаю это очень интересным. Это как раз то, что я имела в виду, когда говорила о потребности в стабильности. То есть, человек хочет придать своей жизни какую-то внешнюю структуру, чтобы избавиться от постоянного чувства неопределенности.

— В текущей дискуссии о бездетности часто утверждается, что женщинам приходится делать выбор между детьми и карьерой. Но из высказываний женщин в твоей книге следует, что это утверждение не совсем правильно.

— Это тоже очень интересный момент. Я думаю, здесь речь идет о свободе. Если ты строишь карьеру или работаешь по найму, у тебя не очень-то много свободы действий. Многие женщины считают, что карьера и материнство по сути просто разные аспекты общества, где тебя судят по твоим "достижениям". И они не хотят соревноваться ни в одном из этих аспектов. Сейчас к "идеальной матери" предъявляется столько требований, что неудивительно, что некоторые видят материнство как часть навязанных обществом жизненных целей. Ребенок — это символ статуса, ради которого нужно самоотверженно работать. Эта ситуация очень похожа на атмосферу конкуренции при построении карьеры. Так что неудивительно, что люди, которые не хотят иметь с подобным образом жизни ничего общего, отказываются и от рождения детей тоже.

— В общественном сознании представление об удачном планировании семьи до сих пор неразрывно связано с моделью семьи, состоящей из двух партнер_ок и ребенка/детей. Интересно, что уже не говорят только о союзе мужчины и женщины, то есть в принципе гомосексуальные пары тоже включены. Тем не менее, речь все еще идет о классическом романтическом отношении между двумя людьми, где ребенок является "плодом любви" и где только двое родителей осуществляют основную заботу о ребенке. Почему нет никакого критического анализа этой модели? Не кажется ли тебе, что ЛГБТКИАП-семьям приходится подстраиваться под эту гетеронормативную модель?

— Все идет по кругу. 200 лет назад государство решило: Ок, нуклеарная семья — это такая штука, которая обеспечивает максимальную продуктивность людей и, с другой стороны, позволяет удобнее всего их контролировать. Мы интернализовали эту модель, кажд_ая из нас выросла с ней, и она воспринимается как нечто естественное настолько, что нам тяжело даже представить себе другие концепты, не говоря уже о том, чтобы воплотить их в жизнь. Тем более речь идет о такой теме, когда со всех сторон твердят: "Нельзя пробовать ничего нового, нельзя экспериментировать, это все плохо для ребенка".

Но никто не может с уверенностью утверждать, что для ребенка хорошо то, что мы воспринимаем как "естественное". Потому что жить с фрустированной матерью, которая ничего не делает, кроме работы по дому, плохо как для ребенка, так и для самой матери. Количество разводов тоже свидетельствует не в пользу такой семейной модели. С тех пор, как в последние 30-40 лет у людей появилась возможность легко выйти из брака, они этой возможностью активно пользуются. Потому что постоянно сосуществовать в одном пространстве — это слишком сложное требование. Любовь превращается во взаимообслуживание. Я не утверждаю, что такая модель не подходит никому. Но у людей должно быть больше свободы, они должны видеть альтернативы, иметь возможность выбрать, как они хотят жить. Как раз поэтому бездетность так интересна — она является одним из способов жить иначе.

В Канаде в этом году приняли закон, согласно которому можно записать до четырех людей в качестве социальных родителей ребенка. Мне кажется, это отличная идея. Но в Германии такое нельзя себе даже представить, потому что немецкая семейная политика очень сильно идеологизирована. В этом и заключается проблема: людей постоянно пытаются затолкать в рамки устаревших концептов вместо того, чтобы создать для них новые концепты.

— В книге ты подчеркиваешь, что у бездетных "есть множество других продуктивных возможностей внести свой вклад в развитие и благополучие общества", что многие бездетные работают в социальном секторе и что большинство бездетных хорошо относятся к детям в принципе. То есть, бездетность приемлема только тогда, когда человек делает какой-то другой "вклад в общество"? Или до сих пор совершенно неприемлемо, если человек понятия не имеет, что делать с детьми?

— Среди моих собеседниц было несколько женщин, которые ясно сказали, что их просто не интересуют дети. И это абсолютно приемлемо. Но ты права, я специально подчеркиваю вклад бездетных в общество, потому что одной из моих главных целей было "наведение мостов" между бездетными и матерями. Я хотела показать, что бездетность — это не конец света. И все общественные ценности, которые традиционно связываются с семьей, можно разделять и без семьи. Люди, у которых нет детей, — это не люди без ценностей и целей, просто они выбрали другой путь. Они точно так же ценны и продуктивны, как и все остальные. Многие мои собеседницы, кстати, отметили, что из-за того, что им не нужно воспитывать собственных детей, у них остается больше ресурсов для участия в социально-политической жизни и активизме. Мне кажется, это здорово, когда люди активно участвуют в жизни общества — не ради карьеры или выгоды, а ради других людей. Показать важность солидарности между бездетными женщинами и матерями было одной из моих целей.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Все время хочу написать длинный нудный пост на тему "как это диагноз может не быть поставлен 30 лет" и все не пойму, кому интересно читать столько текста. Ну раз спрашивают...) КАК ДИАГНОЗ НЕ МОГЛИ ПОСТАВИТЬ 30 ЛЕТ (грустненькая песенка с припевами) Началось все в 1984 году, во ...
Пегги Гуггенхайм, фото Стефана Мозеса Великая патронесса искусств Пегги Гуггенхайм (1898–1979), безусловно, отмечена печатью гениальности. Ее жизнь читается как плутовской роман ...
Вы оказались под руководством человека, который постоянно вас унижает. Вам часто кажется, что лучше уволиться, чем терпеть его придирки и несправедливые обвинения. Но кризис — не то время, когда нужно менять работу. Можно чувствовать себя ...
..осознала, что через неделю вернусь в режим #яжемать Маська звонит всё чаще, наверное, и правда соскучилась. Хотя говорит, что отметит день рождения и опять в деревню уедет, "там же хозяйство") Заказала торт. Бедный кондитер )) надеюсь, она сумеет воплотить все дочкины пожелания ...
The Guardian: "Возвращение Путина означает, что Западу предстоит десятилетие сложных отношений с Россией... Что касается самой России, то ее перспективы также представляются весьма мрачными. В настоящее время эту страну ожидает длительный период ...