Церковь святого Иоанна Воина на Якиманке
architectstyle — 13.02.2022На Большой Якиманке до революции было несколько церквей, но уцелела только одна, если не считать находящуюся рядом на этой же стороне улицы церкви Марона Пустынника Сирийского на второй линии. О храме святого Иоанна Воина и пойдет речь. Храм удивительно красивый в стиле петровского барокко. Летом его со стороны Якиманки скрывает густая зелень, так что фотографии глубокой осени без листьев деревьев, но без вожделенного голубого неба. Думаю, это не сильно скажется на впечатлении читателя.
Храм Святого Иоанна Воина на Якиманке в Москве — православный храм в честь мученика Иоанна Воина. Расположена церковь в московском районе Якиманка (улица Большая Якиманка, 46) на пересечении Большой Якиманки и Якиманского переулка. Все фото кликабельны.
Самое первое упоминание о церкви Иоанна Воина относится к 1625 году. Тогда она располагалась на берегу Москвы-реки, ближе к Крымскому мосту, приблизительно там, где начинается территория Центрального Дома Художников (ЦДХ) и пересечение Якиманского и 2-го Бабьегородского переулков и носила название Церковь Иоанна Войнственника «что у Крымского двора на берегу».
Иоанн Воин или как ранее говорили, Войнственник, был покровителем воинов-стрельцов, живших в то время в этом месте с 1550-х годов по повелению Царя Иоанна Грозного. Церковь находилась «под горою» и часто разливы реки подтапливали её. Вообще, вся эта местность сильно затапливалась вплоть до строительства Водоотводного канала в 1786 году.
Стараниями стрельцов началось возведение новой каменной церкви. В 1671 году храм был отстроен, но просуществовал недолго. После стрелецкого восстания, оставшиеся в живых стрельцы, с семьями были выселены из Москвы, храм подвергся запустению, а в 1708 году оказался затопленным во время наводнения. В 1709 году, со слов очевидца событий, «вода была великая на Москве, под каменной мост, под окошки подходила, и с берегов дворы сносила и с хоромами и с людьми, и многих людей потопила, также и церкви многие и у Иоанна Войнственника за Москвою-рекою церковь Божию потопило».
Также, существует народная легенда, согласно которой Петр I, проезжая по Якиманке, увидел, что церковь стоит в воде и к ней подъезжают прихожане на лодках. Узнав, что это храм Иоанна Войнственника, царь воскликнул: «Это наш патрон! Скажите священнику, что я бы желал видеть храм каменный и на возвышении у самой Большой улицы, дам вкладу и пришлю план». Через два месяца он сам приехал с планом и, увидев, что начали уже завозить материал для строительства, похвалил священника. А в книге для вписания вкладов якобы написал: «Вклад даю триста рублей. Петр». Имя батюшки, принявшего во имя Божие вклад Петра Великого, - отец Алексий Федоров (ск. 1731 г.).
В 1712 году для церковного кладбища были отведены пустырь и несколько дворов также из стрелецких оброчных земель.
К освящению храма в 1717 году Петр Великий прислал золотые сосуды, картину и пудовую гирю на массивной цепи. Ее подвесили при входе для напоминания людям о соблюдении порядка во время службы. На картине, имевшей более двух аршин в длину и ширину (около 142 см), вверху имелась надпись: «Аптека, врачующая грехи».
Однако, есть все основания полагать, что строительство Храма планировалось и ранее на новом месте: так для постройки новой церкви земля была куплена еще в 1702 году из стрелецких оброчных земель. Но, видимо, именно желание и финансы Петра Великого подтолкнули начало строительства Храма Иоанна Воина.
Автором плана и ее зодчим считается один из любимых архитекторов Петра I Иван Петрович Зарудный(ск. 1727 г.). Уже 11 (23) июня 1711 года в юго-восточном углу был освящен придел св. мучеников и исповедников Гурия, Самона и Авива (память 15/28 ноября) и в Храме началось богослужение.
Большое освящение Храма 12 июня 1717 года совершил Патриарший Местоблюститель Митрополит Рязанский и Муромский Стефан (Яворский). С этого дня, который считается начало жизни нового Храма, по глубокому замечанию о. Назария, игумена Валаамского, «неотступно пребывает в храме Божием Ангел-блюститель Престола Господня».
Сохранился документ 1721 года, согласно которому священник Алексей Федоров купил за 5 рублей у вдовы сторожа Мундирной канцелярии Агафьи Потаповны Чертихиной ее строения (вероятно, дом и хозяйственные постройки), расположенные около церкви на Большой Калужской (так называлась в те годы Якиманка). Землю же, на которой все это находилось, она «уступила к церкви Иоанна Войнственника для строения на ней богадельни». Таким образом, наряду с Петром Великим основателем новой церкви Иоанна Воина следует признать священника Алексея Федорова.
В 1752 году в истории православной России произошло знаменательное событие — были обретены нетленными и позднее канонизированы мощи Святителя Дмитрия Ростовского (память 21 сентября/4 октября и 28 октября/10 ноября). Год представления святого совпадал с годом закладки Храма св. мученика Иоанна Воина. Погребение Святителя, своего почившего друга, совершал тот же Митрополит Рязанский и Муромский Стефан (Яворский), который освящал Храм. Жизнь новоявленного Святителя и Храма протекала, таким образом, почти одновременно и духовно взаимосвязано. Переплетение дат и событий сподвигли прихожан просить освятить новый престол во имя этого святого. Таким образом, в 1760 году Храм св. мученика Иоанна Воина стал трехпрестольным.
Кованая узорная ограда на кирпичном фундаменте была возведена в 1754-1758 годах (восточная её сторона в 1984 году была значительно придвинута ближе к храму вследствие расширения улицы; ограда с южной стороны возникла ещё позже, после сноса стоявшего там дома).
В 1779-1791 годах церковь была украшена Гавриилом Доможировым (фрески) и Василием Баженовым (иконостас); эти произведения были утрачены в 1860-х годах. В 1928 году церковь была оборудована иконостасом из разрушенной церкви Трёх Святителей у Красных ворот.
Святой Иоанн Воин
Иоанн Воин жил в IV веке и служил военачальником в армии римского императора Флавия Клавдия Юлиана, царствовавшего в 361-363 годах и прозванного в народе Отступником. Юлиана назвали так потому, что он, в отличие от своего дяди, императора Константина Великого, отказался от христианского вероучения и стремился вновь распространить язычество по всей империи. Строить языческие храмы было долго, поэтому Юлиан решил использовать для жертвоприношений христианские базилики, а одним из своих указов запретил христианским учителям вести свою деятельность, пока они не перейдут в язычество.
Летом 362 года Юлиан Отступник отправился в восточные провинции Римской империи, в Сирию, большинство населения которой было христианским. С приездом императора в город Дафну совпал пожар, случившийся в храме Аполлона и Артемиды. В поджоге заподозрили христиан, и рассерженный Юлиан приказал за это закрыть их главную базилику. Она была разграблена и подверглась осквернению, базилики в соседних городах – тоже. Многих христианских священников ждала мученическая смерть. Иоанн, служивший в армии Юлиана Отступника, был убежденным христианином, хотя и скрывал этот факт. Когда начались гонения на христиан, он притворялся ревностным преследователем христиан, однако при этом втайне помогал им, спасая от смерти и тюрьмы. Кроме того, Иоанн поддерживал больных и немощных, независимо от их вероисповедания.
Однако благородные деяния Иоанна в Сирии продолжались недолго: солдаты из его отряда написали донос на своего командира. Император Юлиан, который уже был в Константинополе, потребовал доставить Воина к себе. По дороге стража жестоко обращалась с Иоанном: его избивали, морили голодом и жаждой. Когда будущего святого привели в столицу, Юлиан как раз отбыл в поход против персов, и Иоанна заключили в темницу до возвращения Отступника. Но Юлиана вскоре убили на войне, ему на смену пришел император-христианин Иовиан (363–364). Иоанн Воин был освобожден вместе с другими христианами. Все свое богатство он отдал бедным, больным и страждущим, которые нашли в святом Иоанне утешителя и помощника. В народе считают, что святость Иоанна Воина заслужена еще и тем, что святой жил праведно и богоугодно, несмотря на всеобщее падение нравов. А ведь когда кругом царят грех и нарушение заповедей, трудно не поддаться соблазну.
В русской православной традиции Иоанн Воин известен как великий помощник в скорбях. На иконах он изображен с непокрытой головой, его лик обрамлен темными волосами и бородой. На святом плащ и чешуйчатые доспехи. Иоанна изображают с тремя непременными атрибутами: крестом (символом веры, пронесенным через все испытания), копьем (символ силы, данной Всевышним для войны с грехом и неверием), и щитом (Господней защитой от любых напастей).
Отечественная война 1812 года
В 1812 году при нашествии Наполеона Храм св. мученика Иоанна Воина был осквернен французами. «Привлеченные золотом, серебром, жемчугами и драгоценными камнями, французы не смогли отворить западные двери церковные, отломали южные, потом отворили северные, запертые, подобно южным, изнутри, и в храм Божий ввели своих коней. Ища сокровищ, они взламывали пол, рубили стены, а сокровища им не давались. Заметили под самым алтарем подвал, но вместо того, чтобы спуститься в него ходом с северной стороны храма или окнами (нижними), они проламывали нижний свод среди алтаря, не подозревая, что южная часть подвала, вблизи которой находились драгоценности, отделена каменною стеною» («Воспоминания очевидца о пребывании французов в Москве в 1812 году». Москва, 1862, с. 82-85).
Бушевавший тогда на Якиманке пожар остановился, дойдя лишь до церковной ограды. Храм и вся правая сторона улицы до Калужских ворот (где ныне Калужская площадь) остались вне пожара.
После неприятеля престолы были освящены заново: св. Гурия, Самона и Авива — 20 февраля, св. Димитрия Ростовского - 9 марта, св. Иоанна Воина - 29 июня 1813 года. Несколько же дней, когда Храм был разграблен, так и остались единственными днями за всю 300-летнюю историю Храма, когда в нем не совершались богослужения.
Мягкие очертания свода на распалубках «передают» как бы текущее движение масс к восьмигранному куполу , по четырем сторонам которого, непосредственно над фронтонами расположены люкарны. Вместо оконных проемов в них помещены фресковые росписи (самая известная из которых «Царь Славы») в белокаменных обрамлениях.
Благодаря щедрым пожертвованиям и драгоценным вкладам, Храм постепенно восстановил свою утварь и внутренне убранство и уже к 1840 году достиг прежнего благолепия.
Архитектура
В основе своей храм - хорошо известная еще во второй половине XVII века конструкция – восьмерик на четверике. Однако искусная инженерная выдумка зрительно делает его похожим на ротонду. Пластика церкви очень выразительна. Ее массы устремляются ввысь мягкими уступами, «перетекающими» друг в друга посредством сводов. Нарядность внешнему облику храма придают тщательно продуманные детали декора каждого яруса. В этом случае представлены два восьмиугольника, каждый венчает половину купола.
Первый ярус – это довольно высокий четверик. Он не производит впечатления тяжеловесности из-за «двойного света», то есть окон, расположенных в два ряда. В нижнем ряду они прямоугольные и украшены изящными обрамлениями в виде вьющихся белокаменных ветвей (такой же орнамент использован и в декоре окон трапезной).
Второй ряд окон состоит из двух круглых боковых окошек и высоких прямоугольных центральных проемов, вписанных в полукруглые «фронтоны», венчающие фасады со всех четырех сторон. Окна трех алтарных выступов венчают сложные декоративные композиции из разорванных белокаменных сандриков и орнамента в виде цветка на маленьком постаменте в обрамлении S-образных завитков-волют. Этот мотив очень характерен для творчества Ивана Зарудного.
Чрезвычайно сложно оформлены двери церкви. По сторонам их поднимаются плоские пилястры, увенчанные коринфскими капителями. Пространство между ними заполнено резными белокаменными панно, состоящими из листьев аканфа и цветов с фигуркой ангела в центре.
Над фигурками помещены небольшие иконы, увенчанные пышными венцами из листьев. Побеги от этих венцов внизу обрамляют икону, а вверху поддерживают еще одну фигурку ангела. Подобные фигурки мы в большом количестве можем найти в московском и петербургском зодчестве начала XVIII века.
После революции
В годы богоборчества Храму по воле Божией выпало стать одним из немногих очагов истинного православия в Москве. В 1922 году за верность Патриарху Тихону и своему долгу был мученически убит настоятель Храма и Благочинный Замоскворечья о. Христофор (Надеждин). В 90-е годы он был прославлен как свщмч. Христофор. Сегодня прихожане Храма молятся ему о даровании твердости в вере.
Храму удалось избежать скверны обновленчества и сохранить верность каноническому священноначалию. Все годы и поныне богослужения совершались и совершаются в соответствии с исторической православной традицией. Храм не закрывался, но в 1922 г. в нем были конфискованы церковная утварь и другие ценности.
Выпало Храму и иное послушание - стать хранителем многих великих христианских святынь, перенесенных в Храм в 20-30-е годы из закрываемых московских церквей. Это и икона праведных Иоакима и Анны с 80-ю житийными клеймами из храма, давшего имя улице Якиманке, и икона св. Василия Блаженного из храма его имени на Красной площади, и мощи и икона св. великомученицы Варвары из храма ее имени, что на Варварке. Иконы Всемилостивого Спаса Смоленского и святителя Николая Чудотворца находились раньше над воротами Московского кремля, получившими от них свои наименования.
Интерьер
Внутреннее убранство храма не менее великолепно, чем наружный декор. Характерная его черта – это обилие света, льющегося из множества окон. Сам интерьер своей пышностью напоминает парадную торжественную залу. Какой эта зала была изначально, теперь уже трудно судить. В 1779–1785 годы своды и стены украсили белокаменной и золоченой резьбой, которая обрамляла великолепные живописные композиции росписей сводов и стен.
Ныне существующий прекрасный резной золоченый иконостас был сооружен в 1708 году для церкви Трех святителей у Красных ворот и перенесен оттуда в храм св. мученика Иоанна Воина в 1928 году, когда церковь Трех святителей была снесена.
Святыни храма
Южный придел храма — во имя мучеников Гурия, Самона и Авива; северный — святителя Димитрия Ростовского (на фото ниже); приставной — великомученицы Варвары; в храме также чтимая икона и часть перста последней из Варваринского храма на Варварке, частицы мощей свыше 150 угодников Божиих в ковчегах и в иконах. В храме, кроме того, замечательны иконы Иоакима и Анны («Зачатие святыя Анны, егда зачат Пресвятую Богородицу») с клеймами — в северном приделе (была принесена из разрушенного храма Иоакима и Анны), и Спасителя «Великаго Совета Ангел» — пред солеёй главного алтаря, рядом с также весьма почитаемой храмовой иконой мученика Иоанна Воина.
Одним из последних изменений в Храме Иоанна Воина было в 1984 году, когда из-за расширения улицы церковная ограда, возведённая в 1746-58 годах, была передвинута на новую красную линию.
Наверное интересно, как выглядела до революции церковная ограда с Якиманки и что за строения за ней находились. Как мы видим, на Якиманку выходил лишь небольшой участок ограды.
Сейчас мы на ходимся на месте церковного погоста и прежних городских строений - вид от церкви в сторону Якиманки на юг
Колокольня
По своему типу колокольня обычное для московского зодчества конца XVII-начала XVIII века сооружение подобного рода – восьмерик на четверике. Принадлежность к новому этапу развития московской архитектуры выдает отсутствие обычного для такой колокольни завершения в виде шатра, так как венчает ее главка на высоком восьмигранном барабане. Необычна и четкость, даже сухость декора, целиком вписанного в ордерную систему. И четверик, и восьмерик четко делятся на ярусы профилированными карнизами.
Нижний ярус четверика с трех сторон прорезают широкие проемы с полуциркульным завершением (один из них представляет собой вход в храм). Второй ярус украшен только уже знакомой нам росписью «в шахмат». Углы обоих ярусов выполнены в виде трех пилястр, идущих уступами. Эта деталь, как и форма огромных проемов, уже встречается нам в декоре самого храма.
Восьмерик колокольни разделен карнизами натрое. Грани нижнего восьмерика чередуются: большая и малая. Украшает ярус карниз, имеющий криволинейные очертания над малыми гранями. Второй восьмерик, предназначенный собственно, для колоколов, составляют высокие и вытянутыми арки звона. Наконец, третий невысокий восьмерик украшают круглые окошки-слухи, вписанные в грани.