Церковь св. Марии Девы в Уорстеде (Worstead)

(Визуальный редактор продолжает безобразничать, поэтому если попадаются дикие переносы строк, фоты, склеенные вместе и тому подобные шалости, это не я, а он, непредсказуемый
Трёхнефная шерстяная церковь, очень даже шерстяная, и в прекрасном
состоянии, одна из двух самых больших и украшенных сельских храмов, до
которых мы добрались.
Вот
где я покажу покрупнее, какие возможности извлекали норфолкские масоны
из своей любимой гальки. Выступающие округлости галек они после
затвердения раствора слегка стёсывали, так что стена получалась совсем
иная по текстуре.
Ну и вот такие отделочные игрушки. Они и в других храмах тоже встречаются, но в Уорстэде – полный набор.
А вот интерьер.
Увы, неоготика практически его не коснулась - и вот вам результат. Алтарь
пустой - пустое окно и чисто текстовое ретабло. Да ещё и скамейки для
прихожан вот такого, боксового типа, с запирающимися дверками. Да ещё и в
полный человеческий рост. Я такое видела впервые и загрустила, потому
что я хотя и не клаустрофобка, но и совсем, совсем не клаустрофилка.
Крыша зато очень утешительная, хотя и без ангелов с гавайскими гитарами.
Ангелы только каменные, на консолях, я их ниже покажу отдельно.
Вид на западное направление, с неоштукатуренной стеной из гальки без
сколов, и перекрытие звонницы, с продетыми сквозь него верёвками
колоколов. И несложный карильончик там стоит за перегородкой, по
устройству своему напоминающей алтарную преграду, ориентированную на
запад. Почему это так, не знаю - видела такое в первый раз.
И наконец покажу купель, а то во всех уже вывешенных храмах я её не
показывала - так вот, она всегда стоит на этом месте, по оси храма, а не
в боковой капелле, как это часто бывает на материке.
Как правило,
она везде очень древняя, времен постройки храма, и резьба,
соответственно, сильно смылена, камень-то местный сильно оставляет
желать. Иногда на ней крышка, вот такая многометровая конструкция с
контрфорсами и пинаклями. Здесь вот - только реконструктивный намёк на
то, что было, но встречаются и родные готические шатёрчики, крашеные в
разные весёлые цвета.
Заодно покажу и эту смотрящую на запад алтарную преграду, за которой нет
алтаря. Она XVI в., живопись даже ещё более поздняя, и это не святые, а
аллегории добродетелей. Спасибо Реформации
Ангелы с консолей, слегка подкрашенные.
А это - главное украшение храма, родная алтарная преграда XV в., каким-то
чудом уцелевшая в иконоборческих дебошах. Вблизи видно, что лики в
глубоких царапинах, но полностью их обдирать почему-то не стали.
Хороший такой деревенский наив, жирно залевкашенный, с рельефами и позолотой.
Узорчики на несущей конструкции отдельно вешаю, они очень характерные,
почти везде водятся, но здесь особо хорошо сохранились.
Они, как видите, и живописные, и рельефные - тем же левкасом наведённые.
Та же преграда со стороны алтаря.
И в заключение покажу, чем теперь украшаются те храмы, в которых
неоготика не озаботилась восстановлением образа Божия. Культура пустоты
не терпит, вот ешьте теперь это.
Мальчики
И
четырнадцать станций, типичные 60-е годы, жидкая каша из
Дюфи-Рефрежье-Гуттузо плюс мода на "настоящую икону" с её "бесстрастием,
несходством с натурой и символическим стилем".
Такого возврата к византийским истокам мне попалось, кстати, очень мало, всего-то два раза наскочила за всю поездку.
Если Малдона не считать, конечно.