Церковь Рождества Христова, что в Палашах, или немного о самих палашах как
vladimirdar — 14.05.2024Происхождение названий многих улиц Москвы затейливо и податливо на множество вариантов трактовки городских топонимов. Начав с попытки написать лишь об утраченной в 30-е годы прошлого века церкви Рождества в Палашах, я таки решил разобраться, что же является истоком этого древнего слова «палаш» и почему так названы близлежащие переулки.
Одни источники склоняются, что в этих местах была слобода оружейников, изготавливающих палаши – практичные и эффективные прямые мечи с относительно узким лезвием и сложной гардой. Другие, что здесь проживали палачи – люди, промыслом которых были казни и разного рода наказания провинившихся. Тем более, старое название церкви Рождества изредка упоминается как «в палачах». Но не все сразу. Заглянем же под кат.
Что любопытно, этимология термина «палаш» имеет непосредственно «родственные связи» со словом «палач». Оба названия происходят от одного тюркского корня «пала», что в буквальном смысле означает в переводе «нож» или «кинжал». Палой, между прочим, называли разновидность сабли, которая была известна в Османской империи еще с XVII века. Очевидно, пути распространения этого слова было непростыми и проследить их точно уже не представляется возможным. Но известно: в позднее время название «палаш» было заимствовано у поляков, которые в свою очередь переняли его у венгров. Кстати, этот же корень слова можно найти сегодня и в знакомых русских словах - «палка», «палица». Палаш же в этом смысле был эффективен прямыми рубящими ударами в бою.
Возможно и такое: в древности в этих местах жили палачи, но позже здесь появилась слобода оружейников, специализировавшихся на изготовлении этого рода холодного оружия. Или, наоборот. Но, все же, ближе к теме утраченной церкви в Палашевском переулке в лихое большевистское время.
На Хотевском плане Москвы 1852 года расположение Рождественской церкви легко определяется
П.В. Сытин считает, что «на месте нынешнего Музея революции («Английский клуб») в XVI веке находилась усадьба дьяка М.Г. Мисюря с ветряной мельницей. В усадьбе жили пашенные крестьяне дьяка, построившие в 1573 г. церковь «Рождества в Палачах», по которой названы Палашевские переулки, где жили палачи, не только казнившие преступников, но и наказывавшие виновных палками». И еще он же уточняет, развивая тему, что: «Палашевские переулки названы в XVIII веке по урочищу «Палаши», где якобы жили в XVII веке мастера, ковавшие палаши - род прямых сабель. Более вероятно, что здесь в XVII веке жили палачи, исполнители смертной и «торговой» казни. Последняя заключалась в наказании палками или кнутом. Об этом говорит название бывшей здесь церкви Рождества в Палачах». Но в синодальном справочнике указывается, что церковь возведена все же Иваном Грозным в 1573 году. Ранее же на этом месте была деревянная церковь, построенная в начале XVI века.
Первая каменная церковь была освящена в феврале 1692 г. Придел св. Николая известен с 1722 г. с южной стороны трапезной. В 1815 г. храм обновлен и устроен придел Богоматери «Взыскание погибших». В 1836 г. построена новая трапезная и приделы перенесены в нее. Главный иконостас 1774 г. В нем были старые иконы. Шатровая колокольня древнее церкви - она поставлена по благословенной грамоте от 21 июля 1644 г.
Л. Праве отмечает, что происходит икона из храма Рождества Христова, что в Палашах, куда была передана благочестивым прихожанином этого храма. По преданию, это была чтимая семейная святыня, передававшаяся по наследству из рода в род. Последний ее владелец был вдов и один воспитывал сирот-дочерей. Он горячо молился перед семейной иконой об их благополучии. Усердная молитва его была услышана. Владелец иконы по особому указанию в сновидении передал образ в Палашевский храм.
Во время Отечественной войны 1812 г. храм Рождества в Палашах, как и многие другие, был разграблен, икона Божией Матери «Взыскание погибших» варварски разбита на части. После изгнания неприятеля остатки чтимой святыни были найдены среди поруганного церковного имущества. Вскоре стараниями художника Т.Г. Мягкова чтимая икона была восстановлена. Усердием прихожан в 1815 г. прежний Покровский придел Христорождественского храма был переименован и освящен в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших».
В феврале 1925 г., незадолго до кончины, всенощную в храме совершил св. Патриарх Тихон.
Церковь начали разрушать в 1935 г., а закончили в 1937 г. Святыня храма - икона Божьей Матери «Взыскание погибших» - уцелела. После, она была передана в ближайшую действующую церковь Воскресения на Успенском Вражке.
На месте церкви выстроено типовое 4-этажное школьное здание. В 1980-1990 гг. в нем помещается средняя школа № 122 Фрунзенского района и московская капелла мальчиков Всероссийского хорового общества.
Надеюсь, теперь многое может проясниться для пытливого читателя и почитателя Старой Москвы. Для ориентировки и не академическим языком: Рождественская церковь в Палашах находилась в переулка «прямо за Макдональдсом» на Тверской.
Источники:
Александровский М.И. Рукопись Александровского, № 25, 190
Никольский В. Чудотворная икона Божией Матери «Взыскание погибших», что при московской Христорождественской в Палашах церкви. М., 1900
Паламарчук П.Г. Сорок сороков. Т.2: Москва в границах Садового кольца. М., 1994
Портал Храмы России
Праве Л. Икона Божией Матери «Взыскание погибших». Журнал Московской Патриархии. 1980. № 2
Синодальный справочник
Сытин П.В. Откуда произошли названия улиц Москвы. М., 1959
© Vladimir d’Ar, 2024