Церковь, Pussy Riot и как нам с этим быть


Что было содеяно?
Три девушки в странных головных уборах несколько минут покривлялись у церковного алтаря. Без порчи имущества. Без нападения на прихожан. Без звукоусиливающей аппаратуры (музыка, если кто знает, как делаются ролики, была наложена позже в студийных условиях). Записали на видео и выложили в сеть.
Есть ли другие примеры такого специфического искусства или антиклерикального протеста?
Огромное количество. Мыслящие люди возмущались и будут возмущаться попытками регулировать науку, искусство, общетвенную и частную жизнь с помощью тех или иных религиозных догматов. Начиная от Джордано Бруно и заканчиая Джоном Ленноном. Если говорить об искусстве - в сети полно видеоклипов, фильмов, песен, любого контента, критикующего церковь, религию, православие, католицизм, иудейство, ислам, и так далее. Равно как полно христианских рок-групп, православных пеноспений, книг, фильмов. Это свобода совести и свобода суждений. Соглашайтесь с одними, не соглашайтесь с другими. Не хотите - можете не соглашаться ни с кем и не смотреть это безобразие. Или записать свой видеоролик - сегодня это проще некуда.
Имеют ли люди право обличать церковь и власть?
Безусловно. Россия - светское государство. Статья 14 Конституции, которая имеет верховенство над УК, КОАП и тем более над церковными уставами и внутренними документами. "Никакая религия не может устанавливаться в качестве госуадрственной или обязательной". Церковь отделена от государства. Конечно, на деле это не всегда так, но к этому надо стремиться. Остановить процесс освобождения общества от догматов невозможно из-за всеобщего неограниченного доступа к информации, который попросту разрушает любые догматы. Церковь должна адаптироваться к современности. Вернуть средние века не получится.
По поводу "попробовали бы они в мечети такое сотворить". Почему нападкам подвергается православная церковь?
Лично моя оценка произошедшего была бы абсолютно такой же, будь этот поступок совершен в синагоге или церкви адвентистов седьмого дня. Но мы все понимаем, что проведение акции именно в православном соборе было символичным. И для того есть причины - именно деятельность Русской православной церкви сегодня вызывает нарекания огромного количества людей. История с золотой пылью в квартире патриарха, священниками, носящимися на гелендевагенах по Москве, демонстративной агитацией паствы за Путина прямо во время причастия и прочая, прочая, прочая.
Все эти факты просто кричат о том, что в РПЦ, и прежде всего в ее верхушке, сегодня не все в порядке с моралью. Меня нельзя назвать религиозным человеком, но я - крещеный и крестил уже дважды. Как мне кажется, в XXI веке общественно приемлемая роль для церкви, неважно православной или другой конфессии - быть такой старой доброй полусказочной организацией, куда можно придти крестить детей, совершить обряд венчания, поговорить со священником, помолиться. И никто не был бы против, если бы РПЦ делала свой бизнес на этих ритуалах. Проповедовать на радио, служить в церквях. Хочешь уйти в монастрь - ради бога. Но когда религиозная организация, пусть даже столь древняя и авторитетная, пытается заявить монопольное право на власть над умами, мораль, справедливость, политический выбор, осуществление правосудия - это выглядит наглым покушением на свободу и ничего кроме противодействия вызвать не может.
Первопричина недовольства свободных граждан и поступка группы "Пусси Райот" - сращивание церкви с государством.
Оно возмущает не только циничных пиарщиков вроде меня. Такое положение дел не нравится и верующим православным, с которыми мне приходилось разговаривать. Они тоже не хотят, чтобы так было. Самое интересное, что и сами участницы Пусси Райот также объясняют свой поступок желанием защитить подлинное православие от того, во что его превратили нынешние церковные властители. "Богородица, Путина прогони!" - таков был их посыл. Вовсе не "Долой православную веру". Просто Пусси Райот оказались достаточно смелыми, чтобы высказать мнение молчаливых масс в форме эпатажной акции, чем и подвели себя под откровенно жестокую расправу со стороны власти и церкви.
Наконец, по поводу "а в цивилизованной Германии за это тоже 3 года дают", "а в Иране бы их камнями побили", "а в джунглях их бы съели за такое".
Не думаю, что страны исламского фундаментализма - подходящий для России ориентир. Рассмотрим апелляции к Европе. Открываем УК Германии http://www.gesetze-im-internet.de/stgb/ - действительно, параграфы 166 и 167 прямо говорят о неподобающих действиях, схожих с соверешенными российской панк-группой в ХСС. Однако наказание - до 3-х лет лишения свободы или денежный штраф. Как человек, хоршо изучивший немецкие ценности, я допускаю, что 3 года там дают за осквернение нацистами еврейских могил или поджог мечети. За публичное кривляние в масках в соборе женщинам, не привлекавшимся и имеющим малолетних детей, немецкий суд присудил бы штраф, от силы - условное наказание. И вы себе не представляете, чтобы там поднялось, если бы канцлер и церковь пытались бы "рулить" судебным процессом.
Да что там немецкий суд. Вспомните историю с ДТП, когда в Иркутске девушка сбила двоих, выехав на тротуар. Наш же российский суд в 2010 году осудил дочь главы иркутского избиркома Анну Шавенкову на 3 года колонии с отсрочкой исполнения наказания на 14 лет - до достижения ее ребенком совершеннолетия. Кощунство в церкви в нашем суде перевесило убийство человека. Анекдотические формулировки из приговора уже обошли весь интернет. Я выступаю не за Пусси Райот, а против такого суда.
И последнее. Я далеко не наивен и понимаю, почему в нашей стране все происходит так, а не иначе. Но если вы не осуждаете происходящее или не хотите высказываться, то хотя бы не аплодируйте новым инквизиторам. Не будьте кровожадными, даже в мыслях - не по-христиански это.
|
</> |