Церковь и государство (об одном пророчестве Достоевского, праздничное) | Общественное движение "Совесть"

В пятой главе второй книги «Братьев Карамазовых» (глава эта называется «Буди, буди») происходит любопытный разговор, существо которого резюмирует отец Паисий: «...Не церковь обращается в государство... А, напротив, государство обращается в церковь, восходит до церкви и становится церковью на всей земле».
Достоевский видел в этом обращении будущее православия, и ему и в голову не могло прийти (хотя он и понимал, «что по расчету человеческому может быть еще и весьма отдаленно, то по предопределению божьему может быть уже стоит накануне своего появления»), что первыми воплощать его мечту станут безбожники, названные им бесами.
Тем не менее случилось именно так: первой в истории попыткой создать государство-церковь стал советский коммунизм. Попытка, как мы все знаем, оказалась неудачной: первопроходцев погубила слепота, и они захлебнулись в пролитой ими крови.
Но история не кончилась в 91-м году. Не кончается она и в 2013-м (если уж в 2012-м не кончилась). История продолжается, и день Рождества – подходящий повод поразмышлять, почему провалилась коммунистическая попытка построить общество в церковь и что мешает продолжению строительства сегодня.
В отношении причин неудачи коммунистов все более-менее ясно: несуществующего «боженьку» подобветшавшей церкви они заменили иным богом – идеей коммунизма. Замена оказалась не слишком удачной: новая религия недооценила роль развития человека – того самого, которое старые религии называют о-Божение. В результате был выбран ложный общественный приоритет – самоценный рост производства, и проигнорированы непонятые коммунистами законы причинно-следственных связей, которые на востоке называют законами кармы. Коммунисты, с одной стороны, не боялись наказаний за свои преступления, а с другой, сильно сузили возможности развития людей. Самоубийственности такой стратегии они видеть не могли, и за слепоту свою поплатились. Впрочем, третье лицо здесь неуместно: поплатились не они, а мы; мы все были членами этого общества-церкви.
Означает ли неудача коммунистической попытки воплотить пророчества Достоевского ложность самого пророчества? Конечно, нет. По мере того, как люди все больше будут понимать, что главным содержанием их жизни является развитие, они неизбежно будут создавать новые формы организации общества, которые будут помогать развитию его членов. Такое общество, главной целью которых будет развитие, или, используя более архаичное, религиозную слово – о-Божение, и есть общество-церковь. Потому что главная цель церкви, о которой, впрочем, реальные церкви все время стараются забывать, - вести людей к Богу, а испрользуя более современный язык, помогать людям в развитии.
Так, что у нас есть все основания вслед за старцем Зосимой и отцом Паисием воскликнуть «Буди! буди!».
Но мало сказать «Буди». Важнейший вопрос здесь другой. И это даже не вопрос «Когда все это будет?», а вопрос «Что нам нужно делать сегодня, чтобы это стало?». Ясно, что сильнее всего мечте Достоевского мешает реализоваться неготовность людей, непонимания, что главное в жизнь человека – развитие. Достоевский сам устами старца Зосимы сказал более 130 лет назад: «Общество христианское пока еще само не готово». Не готово, конечно, общество и сегодня, хотя наша готовность все же по сравнению с временем Достоевского подросла.
Отсюда и ответ на главный вопрос «Что нужно делать?». Нужно готовить общество, помогать обществу готовиться.
Заниматься этим нужно и вместе, и поврозь. Но, конечно, вместе будет эффективней.