ЦЕПНЫЕ БУКСИРЫ.
we001er — 25.01.2025История речного судоходства особенно в XIX веке, претерпела значительные изменения благодаря появлению туеров — цепных буксиров. Эти суда были разработаны как альтернатива традиционным способам передвижения несамоходных судов, которые использовали ручную или конную тягу. В те времена, когда реки были основными транспортными артериями, бурлаки и лошади тянули баржи, барки, беляны, расшивы (названия речных судов) по берегам, что было трудоемким, медленным, опасным, а главное дорогим процессом. На берегу бурлаков тянущих судно, зачастую, ждали разбойники. И торговцам приходилось откупаться частью товара или деньгами. Да и сами бурлаки нередко грабили своих нанимателей.
Туерное пароходство впервые появилось в России в 1863 году на реке Шексне. Российские купцы подсмотрели идею у французов. Французы же и стали первыми капитанами российских туеров, но это был неудачный опыт, их быстро заменили более смекалистыми русскими капитанами. К 1865 году от Рыбинска до Белозерска была проложена специальная цепь на дне реки Шексна. Инновационный, для России, подход значительно упростил и ускорил процесс передвижения судов. На порожистых участках реки цепь фиксировалась одним концом на берегу, а другой конец наматывался на лебедку буксирного теплохода. Таким образом, буксир, подтягиваясь за цепью, мог тянуть за собой несколько несамоходных судов, что значительно увеличивало их грузоподъемность и эффективность. С течением времени цепные пароходы начали использоваться и на других реках, таких как Волга, где они стали популярны на маршруте от Рыбинска до Твери. В пик своего развития на реке насчитывалось 14 туеров, которые обеспечивали стабильное и надежное судоходство. Однако с началом XX века, с развитием технологий и появлением новых типов судов, туеры постепенно начали терять свою популярность. Конечно, стоит сказать, что и революция 1917 года не пошла на пользу судоходству. Цепное пароходство начало разваливаться вместе со страной. По легендам цепь которая стоила сотни тысяч царских рублей и ныне лежит на дне реки Шексна и Рыбинского водохранилища.
К 30 годам XX века использование туерной тяги значительно сократилось, и буксиры практически вышли из обихода. Это было связано с внедрением моторных винтовых судов, которые не зависели от цепей и могли маневрировать более свободно. Несмотря на это, туеры оставили заметный след в истории судоходства, показав, как инновации могут изменить подход к транспортировке грузов и пассажиров.
Кроме того, стоит отметить, что на протяжении XIX века в России активно развивалась инфраструктура речного транспорта, включая строительство портов, набережных и других объектов, способствующих развитию судоходства. Это также способствовало росту торговли и экономическому развитию регионов, соединённых реками. Туеры, как часть этой системы, сыграли важную роль в обеспечении связности и доступности удалённых районов страны. В итоге, несмотря на свою недолговечность, туеры стали символом перехода от традиционных методов судоходства к более современным и эффективным технологиям.
Цитирование со ссылкой на источник: Netfleet
|
</> |