Централизованное планирование: Введение в учёт потребностей

![Централизованное планирование: Введение в учёт потребностей [info]](http://l-stat.livejournal.com/img/userinfo.gif?v=1)
Сначала можно почитать про актуальность централизованного планирования
Обращаю внимание: в сообществе по ссылке действуют суровые правила и для комментирования тоже.
Разбирая темы централизованного планирования, мы с ходу возьмем быка за рога, и подступимся к самому острому вопросу. Учету людских потребностей. Ведь у каждого неравнодушного гражданина при упоминании Централизованного планирования сразу возникает вопрос, «А как же этот тоталитарный Госплан со старыми тетками сможет догадаться, что мне, свободной личности, крайне необходимы желтые штаны и смартфон?»
Наверное, ни для кого не будет тайной, что подавляющую часть наших покупок составляют одни и те же или очень схожие товары и продукты.
К первым (одним и тем же) относятся в первую очередь основная часть базовых продуктов питания (крупы, фрукты и овощи, мясо, молоко), всевозможные виды расходных материалов, а так же значительная часть бытовых услуг и услуг ЖКХ. Высокая стабильность структуры потребления этих товаров, крайне медленные темпы изменения человеческих потребностей в этих сферах позволяют мне утверждать, что подробный анализ продаж за предыдущий период, математический просчет всех известных человечеству факторов (сезонность, погода, памятные даты и что угодно), дадут подробный ответ о том, сколько и какой необходимо произвести продукции в будущий период.
В принципе, без всякого социализма 2.0 основным трендом капиталистической экономики в области недифференцируемой продукции является укрупнение с целью снизить побочные издержки и получить большие возможности анализа спроса. Централизованное планирование выступает лишь закономерным итогом развития: если есть возможность анализировать не по каждому отдельному производителю, а по всей совокупности продукции сразу, то устанавливать смещение вкусов к печенью с марципаном, или макаронам в мелкой упаковке гораздо легче. Однако принципиальное преимущество даже не в этом. Оно в том, что если раньше все возможные изменения стимулировались с целью наживы, и ценою за это, к примеру, стало массовое ожирение, не будем говорить какой нации, то планирование позволяет формировать эту динамику в соответствии с рекомендациями специалистов, например, диетологов или специалистов по биоразлогаемым материалам.
Ко второй группе потребляемых нами товаров относится продукция, внешнее оформление которой с течением времени достаточно изменчиво, но, по сути, основная часть трудозатрат остается неизменной: одежда, мебель, бытовая техника, прочие предметы домашнего быта, личный транспорт и пр. Основная часть усилий затрачиваемых при производстве этой продукции уходят на создание исходных материалов… и индустрию рекламы, моды, чтобы мы все эти разным образом оформленные одни и те же материалы в итоге приобрели.
Отличительной чертой продукции почти всех наименований группы является то, что о возникновении необходимости продукции мы начинаем догадываться заранее. Система каталогов и демонстраций, заказов, быстрой почтовой доставки с легкостью решат вопросы учета всего возможного разнообразия потребностей в этой сфере. Плюс возможность для потребителя лично участвовать в дизайне продукта.
Одновременно с этим расходные материалы (ткани, комплектующие, пищевые ингредиенты и пр.) продолжают производиться поточным методом. Система мониторинга заказов при этом отслеживает изменения структуры спроса на исходные материалы, и позволяет оперативно смещать производство в сторону набирающих популярность расходников.
Третья группа продукция количественно является наименьшей. Однако правы те, кто считают первостепенной ее значимость. Это инновационные продукты.
В связи с тем, что десять лет назад никто ни у меня, ни у моих знакомых не спрашивал, что я больше хочу: телепорт, компьютер способный на годы вперед рассчитывать погоду, освоение космоса, лечение СПИДа или мобилку с разными мелодиями — я позволяю себе считать, что реальные человеческие потребности имеют очень опосредованное отношение к выбору пути технического прогресса при капитализме. Основу рыночного прогресса там, где такое явление еще сохранилось, составляют те сферы, где возможно максимальное дробление конечной продукции и продажа ее поштучно.
Не побоюсь утверждать, что, наверное, конечный потребитель и не является единственным, кто имеет право определять направления технического развития общества. Мнение самих ученных-исследователей и инженеров-разработчиков вкупе с опосредованными потребителями (врачами, заказывающими разработку диагностического оборудования, педагогами, заказывающими учебную модель сферического коня в вакууме) играет не менее важную роль. Альтернативой же сегодняшнему влиянию потребителя через покупку «инновационного продукта», о необходимости приобретения которого так долго говорили маркетологи, является открытое обсуждение основных исследовательских направлений на общедоступных площадках, и приоритетное направление тех исследований, конечное материальное воплощение которых соберет наибольшую часть потребительского интереса.
Прожженный экономист наверняка уже чувствует подвох: эй, как же так, прелесть капитализма в том, что норма прибыли заставляет круговорот спроса-предложения вращаться. Что же кроме корысти и жажды наживы сможет заставить производителя производить, врача лечить, инженера изобретать?
Мы ему обязательно ответим. Но не сегодня.
источник