Централизованное планирование: Введение в учёт потребностей

топ 100 блогов lex_kravetski17.12.2010 Текст написан дорогим товарищем Централизованное планирование: Введение в учёт потребностей [info]kihotkin-ым.

Сначала можно почитать про актуальность централизованного планирования

Обращаю внимание: в сообществе по ссылке действуют суровые правила и для комментирования тоже.


Разбирая темы централизованного планирования, мы с ходу возьмем быка за рога, и подступимся к самому острому вопросу. Учету людских потребностей. Ведь у каждого неравнодушного гражданина при упоминании Централизованного планирования сразу возникает вопрос, «А как же этот тоталитарный Госплан со старыми тетками сможет догадаться, что мне, свободной личности, крайне необходимы желтые штаны и смартфон?»

Наверное, ни для кого не будет тайной, что подавляющую часть наших покупок составляют одни и те же или очень схожие товары и продукты.

К первым (одним и тем же) относятся в первую очередь основная часть базовых продуктов питания (крупы, фрукты и овощи, мясо, молоко), всевозможные виды расходных материалов, а так же значительная часть бытовых услуг и услуг ЖКХ. Высокая стабильность структуры потребления этих товаров, крайне медленные темпы изменения человеческих потребностей в этих сферах позволяют мне утверждать, что подробный анализ продаж за предыдущий период, математический просчет всех известных человечеству факторов (сезонность, погода, памятные даты и что угодно), дадут подробный ответ о том, сколько и какой необходимо произвести продукции в будущий период.

В принципе, без всякого социализма 2.0 основным трендом капиталистической экономики в области недифференцируемой продукции является укрупнение с целью снизить побочные издержки и получить большие возможности анализа спроса. Централизованное планирование выступает лишь закономерным итогом развития: если есть возможность анализировать не по каждому отдельному производителю, а по всей совокупности продукции сразу, то устанавливать смещение вкусов к печенью с марципаном, или макаронам в мелкой упаковке гораздо легче. Однако принципиальное преимущество даже не в этом. Оно в том, что если раньше все возможные изменения стимулировались с целью наживы, и ценою за это, к примеру, стало массовое ожирение, не будем говорить какой нации, то планирование позволяет формировать эту динамику в соответствии с рекомендациями специалистов, например, диетологов или специалистов по биоразлогаемым материалам.

Ко второй группе потребляемых нами товаров относится продукция, внешнее оформление которой с течением времени достаточно изменчиво, но, по сути, основная часть трудозатрат остается неизменной: одежда, мебель, бытовая техника, прочие предметы домашнего быта, личный транспорт и пр. Основная часть усилий затрачиваемых при производстве этой продукции уходят на создание исходных материалов… и индустрию рекламы, моды, чтобы мы все эти разным образом оформленные одни и те же материалы в итоге приобрели.

Отличительной чертой продукции почти всех наименований группы является то, что о возникновении необходимости продукции мы начинаем догадываться заранее. Система каталогов и демонстраций, заказов, быстрой почтовой доставки с легкостью решат вопросы учета всего возможного разнообразия потребностей в этой сфере. Плюс возможность для потребителя лично участвовать в дизайне продукта.

Одновременно с этим расходные материалы (ткани, комплектующие, пищевые ингредиенты и пр.) продолжают производиться поточным методом. Система мониторинга заказов при этом отслеживает изменения структуры спроса на исходные материалы, и позволяет оперативно смещать производство в сторону набирающих популярность расходников.

Третья группа продукция количественно является наименьшей. Однако правы те, кто считают первостепенной ее значимость. Это инновационные продукты.

В связи с тем, что десять лет назад никто ни у меня, ни у моих знакомых не спрашивал, что я больше хочу: телепорт, компьютер способный на годы вперед рассчитывать погоду, освоение космоса, лечение СПИДа или мобилку с разными мелодиями — я позволяю себе считать, что реальные человеческие потребности имеют очень опосредованное отношение к выбору пути технического прогресса при капитализме. Основу рыночного прогресса там, где такое явление еще сохранилось, составляют те сферы, где возможно максимальное дробление конечной продукции и продажа ее поштучно.

Не побоюсь утверждать, что, наверное, конечный потребитель и не является единственным, кто имеет право определять направления технического развития общества. Мнение самих ученных-исследователей и инженеров-разработчиков вкупе с опосредованными потребителями (врачами, заказывающими разработку диагностического оборудования, педагогами, заказывающими учебную модель сферического коня в вакууме) играет не менее важную роль. Альтернативой же сегодняшнему влиянию потребителя через покупку «инновационного продукта», о необходимости приобретения которого так долго говорили маркетологи, является открытое обсуждение основных исследовательских направлений на общедоступных площадках, и приоритетное направление тех исследований, конечное материальное воплощение которых соберет наибольшую часть потребительского интереса.

Прожженный экономист наверняка уже чувствует подвох: эй, как же так, прелесть капитализма в том, что норма прибыли заставляет круговорот спроса-предложения вращаться. Что же кроме корысти и жажды наживы сможет заставить производителя производить, врача лечить, инженера изобретать?

Мы ему обязательно ответим. Но не сегодня.

источник



Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Немного зарисовок о повелителях бутылки, льда и соломинки. Утренний пост для тех, кому вчера было хорошо и очень хорошо))) 1. Шипит 2. Жадный взгляд на всемогущую руку... 3. Место под солнцем 4. 400 капель! Я же сказал 400, а не 402! (с). А вы как думали? Он ...
Когда-нибудь историки назовут это великим почином, а что нам историки, если это уже понимают все граждане одной шестой: главное событие и нерв времени: молодёжь объединилась и заставила власть спрятать гнилые клыки и отползти. Все мы помним первый чиновничий хайп "всех выгнать", ...
Дина навсегда – Хорошо, мы встретимся сейчас, – решительно сказала я. – Только знаете что, давайте оставим эти опознавательные газеты в руках и традиционные цветки в петлицах. Вы угоняете машину марки «Москвич» и едете в сторону пустыни Гоби. Я надеваю красный комбинезон и желтый ...
Чей на фото толстый зад? А вот он, красавчег: ...
Максим Калашников ГЛАВНЫЙ РЕВОЛЮЦИОНЕР - ВЛАДИМИР ПУТИН ВВП успешно расправляется с экономикой РФ и роет яму самому себе Наши прогнозы о самоподрыве путинского режима оправдываются. Если отбросить прочь «маскирующий шум» про Сноудена (гомиков, Депардье, Сирию и ...