«ЦЕННЫЙ ПОДАРОК»


Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев (1906–1999).
Рассказчика (одного из самых авторитетных академических пушкинистов Сергея Александровича Фомичева) и героя его повествования (академика Дмитрия Сергеевича Лихачева) в 1980-х мне посчастливилось знать лично, иногда общаться и даже переписываться.
Публикуемая сегодня запись была сделана в начале июня 1987-го на Байкале, где мы с Сергеем Александровичем оказались вместе на экскурсии в составе группы участников Всесоюзной научной конференции «Пушкин – Сибирь – декабристы».

Сергей Александрович Фомичев.
ОСКОЛКИ ПАМЯТНОГО
– Неприятности были – дальше некуда. Будущее представлялось в черном цвете. О настоящем, конечно, говорить вообще не приходилось.
И – почти что в рифму – пошел Фомичев к Лихачеву…
Дмитрий Сергеевич выслушал коллегу самым внимательным образом. Грустно улыбнулся и рассказал приключившуюся с ним недавно историю
Академия праздновала двести лет со дня своего основания. Всем действительным членам (академикам), членкорам и т.д. следовали награды. Кому – героя соцтруда, кому орден, кому медаль. Его же труд в тот год отметили «ценным подарком». И – уязвлять так уязвлять – получить его можно было только в Москве, причем на складе, располагавшемся где-то на окраине.
Можно было, конечно, никуда не ездить и не получать подарок (так, собственно, он и решил вначале). Но свобода выбора была мнимой. Друзья предупредили: пренебрежение подарком может быть воспринято чуть ли не как демонстрация, покушение на устои.
И вот Москва, не вдруг найденный склад. Женщина в синем халате, ведающая выдачей всякой всячины. Уже поставлена роспись в ведомости. А вот и «ценный подарок» – авторучка в футляре…
Рассказ длился каких-нибудь две-три минуты. Но за это время собственные неприятности показались Сергею Александровичу не более чем досадными мелочами, на которые и внимания-то обращать не следует. Что бы там ни говорили, а не так уж не правы те, кто утверждает, что ничто не способно утешить нас лучше, чем чужие неприятности…
|
</> |