
Цена примирения

Отношения Россия - Украина еще не достигли стадии полноценной войны - точнее достигли, но не для всего населения. Но процесс развивается - доля украинцев, которые воспринимают Россию позитивно неуклонно снижается, причем сдвиги происходят не за годы - за месяцы.
Факт, что к России позитивно относились более 85% населения Украины выглядит легендой. а ведь это совсем недавнее прошлое

Но миром кончаются войны... а вот каким будет этот мир и восстановятся ли отношения - и в какой форме? Павел Казарин в своей статье на ресурсе
В любом разговоре о будущем двух стран обязательно звучат голоса оптимистов. Тех самых ребят, которые верят, что спустя десятилетие-другое время перелистнет страницу, а Киев и Москва вновь вернутся к прежнему формату отношений. Тому, что существовал до февраля 2014-го.
Что фраза про "братские народы" не будет звучать как ругательство, что кривизна будет выправлена, а искажения стерты. И в этот момент становится понятно, сколь иллюзорны такие настроения.
Потому что для того, чтобы это сбылось, нужны такие потрясения, по сравнению с которыми все происходящее сегодня покажется мелочью
Кровь сакрализует любое противостояние. После нее в шкафах остаются фотографии с черными ленточками, на балконах – удочки, в гараже – ржавеющие запчасти. Смерть уводит причины на второй план, выводя на первый – саму себя. Некролог важен не содержанием, а фактом своего появления. Уже сегодня в Украине растут дети, которые рисуют войну.
Кстати, по той же самой причине реинтегрировать Крым в Украину – проще, чем Донбасс. Потому что аннексия полуострова происходила почти бескровно. С учетом сказанного выше – это более чем серьезный фактор.
Но куда важнее тот факт, что и для России и для Украины события последних полутора лет стали частью национальных мифов.
С одной стороны – "Крымская весна" – как апофеоз имперских амбиций и подтверждение права совершать суверенные ошибки.
С другой стороны – Майдан как архетип гражданского восстания и АТО как самая что ни на есть война за независимость.
Эти истории подобны однополюсным магнитам – они не могут сосуществовать, зато способны отталкиваться. А сблизиться они могут только в том случае, если какую-то одну из двух историй обнулить.
Те, кто говорят о примирении, должны определиться с тем, какую именно.
Разумеется, отчасти статья Казарина появилась в ответ на волну "предложений о дружбе", появившихся в рунете и явно инспирированных властью. Они адресованы той уже весьма немногочисленной части украинского общества, которая все еще воспринимает русских как "братский народ". Но судя по последнему опросу (см. слайд 17) позитивно Россию воспринимают только 16% населения Украины. И падение продолжается. так что мне кажется. что руководство России как в начале авантюры "Новороссия", так и сейчас все еще не осознает глубины рва, который оно вырыло между народами.
Но это дань моменту. А впереди у нас будущее. и в нем нужно искать всему свое место.
И возвращаясь к теме о будущем Донбасса, вызвавшей странный для меня интерес у россиян, большинство из которых явилось обругать украинцев и в очередной раз заявить о своем превосходстве, - так вот , реинтеграция Донбасса будет протекать сложно. Потому что пролилась кровь - и уже не так важно . кто начинал и кто в чем был виноват - кровь есть кровь, только русские этого не понимают, и все воображают себя великими благодетелями народов, которые они приходят убивать.
Таковы, впрочем, были все империалисты. Но сейчас такими остаются кажется только американцы и русские: те и другие верят, что их бомбардировки приносят людям счастье.
Но понятно - вопрос о судьбе Донбасса принципиально непрост, и потому я против немедленной реинтеграции - причем категорически против.
Нужно чтобы люди остыли и начали думать. а на это нужно время. И не месяцы. а годы
|
</> |
