Царско-христианская этика
keleg — 17.07.2022Христианство (и православие в частности) выработало полную и
красивую этику, охватывающую фактически все случаи конфликтов...
для случая, когда человек отвечает «за себя» и, соответственно, как
Иисус может принести себя в жертву — и этически победить.
Проблема в том, что в мире человек часто отвечает еще и за других и
не может за них делать такой выбор.
В граничном случае — самодержец отвечает за свою страну.
И в этом случае он, получается, не может поступать по-христиански,
полный отказ от макиавеллевских методов в политике с большой
вероятностью приведет к тому, что страна будет ввергнута в
хаос.
Из ярких примеров можно вспомнить реакцию Николая II на «Кровавое воскресенье», где он из личных средств выплатил компенсацию семьям пострадавших, таким образом подтвердив их правоту и подлив горючего в пламя первой русской революции.
Напротив те же большевики в подобной ситуации в Новочеркасске действовали по-другому (расстрелять зачинщиков, засекретить инцидент) и получили (для страны) отсутствие смуты.
Как разрешить такое противоречие, когда грех на душу берется из-за ответственности за других?
Я нашел пока только метод Ивана Грозного: молиться за души казненных во имя спасения. «Простил, но не помиловал».
Тяжела шапка Мономаха.
|
</> |