Стереоальбом "Крым-2024". День 4. Чуфут-Кале - 1
gatoazul — 23.11.2024 Я даже не знаю, что тут писать. Затасканнее Чуфут-Кале в Крыму только Ласточкино Гнездо и канатка на Ай-Петри, и побывал тут, если и не каждый первый, то каждый второй точно. И побывал непременно с экскурсоводом, который рассказывал все, что потом сразу же вылетело из головы.Но может есть люди, которые в Крыму ни разу не были, так что долг все-таки обязывает сказать пару слов.
Чуфут-Кале - пещерный город, самый известный и самый попсовый, настолько, что у меня хранится пластмассовая шкатулка советского времени с соответствующим видом. Кто там жил давным-давно, как водится, - неизвестно, но кто-то явно жил и наделал пещер в городе и вокруг.
Воды в самом городе не было, но она была у подножия и поэтому местные жители проделали туда длиннющий колодец Тик-Кую, который однозначно стоит посмотреть.
В историческое время тут жили караимы - весьма любопытный народ, можно сказать, полуевреи. Они сформировались уже в Крыму, тут их родина, генетически, по бытовой культуре и по языку мало чем отличаются от крымских татар. Но они иудеи! Даже не так - они полуиудеи. Это такая иудейская секта, можно сказать, протестантского уклона, считавшая, что каждый должен читать и понимать священные книги сам, без посредников. Поэтому караимы признают Тору, но отвергают Талмуд, то есть толкования Торы, написанные учеными еврейскими раввинами. Само слово "караим" означает, собственно, "читающие".
Секта зародилась в Египте веке примерно в XII-м, ее последователи какими-то сложными путями попали в Крым и после многих веков из секты получился... отдельный народ. Вот и такой этногенез тоже иногда бывает. Впрочем, если верить Шломо Занду, нынешние евреи сформировались примерно тем же образом.
Караимы в Крыму жили в основном на Мангупе, где мы тоже еще побываем, и вот здесь, на Чуфут-Кале. Поскольку официальное татарское название евреев - иегудлер, а неофициальное - Чуфт (от "джуфт"), то название этого пещерного города можно перевести как "Жидовская крепость". Впрочем, сами караимы с этим несогласны и предлагают вариант "Двойная крепость".
Хотя вообще-то татары отличали караимов от крымчаков, т.е. "настоящих" евреев, но весьма своеобразно. Караимов они называли " евреи без пейсов".
Ладно, хватит уже болтать, идем на Чуфут-Кале.
Перед вами грандиозная скала, на плато которой располагается сам город.
Ну это по крайней мере если верить Адаму Мицкевичу, который в примечаниях к "Крымским сонетам" писал так:
Чуфут-Кале — местечко, расположенное на высокой голой скале. Домики, на краю пропасти стоящие, похожи на гнёзда ласточек. Тропинка, по которой надобно взбираться на гору, для путника затруднительна и опасна: она висит над бездною. Если взглянуть вниз из окна одного из тех домиков, то взор падает в глубину неизмеримую.
На деле туда ведет тропинка, чуть крутоватая, но вполне по силам многочисленным матрасникам, и проходит она, как видите, по вполне твердой земле.
Один из домиков, висящих над бездной, виден в правой части следующей фотографии. Это большая кенасса караимов, то есть синагога, место сбора и молитв. К ней подходит стена, теоретически долженствующая защищать от неприятеля.
Скала с этой стороны вся истыкана пещерами как швейцарский сыр.
С южного входа сделана потайная калитка. Сейчас здесь стоит касса, в которой принимают только наличные, что представляет собой неодолимое препятствие для штурмующих город. Но я купил билет еще внизу, в неприметной будочке в километре отсюда, и спокойно прошел.
Что за фотография Чуфут-Кале без вида кенасс? Их тут две - большая и маленькая. Мне эти кенассы всегда казались образцом, насколько разным может быть мышление людей, причем строго логичное, но исходящее из разных предпосылок. Как вы думаете, почему кенасс именно две?
А пока думаете, поглядите на это фото. Это женский вход в малую кенассу. Во время молитв женщины сидели отдельно, в специальной галерее, приделанной под потолком, можно сказать в бельэтаже.
На этом месте должна быть классическая фотография большой кенассы. Поскольку места рядом с ней немного, то все известные фото сделаны с одного и того же ракурса и повторяют друг друга. Увы, я на этот раз не смог сделать собственный вклад в этот океан однообразных снимков, потому что там был ремонт и все перегорожено так, что невозможно ничего снять.
Поэтому вот вам невыразительная фоточка малой кенассы сбоку.
А это большая кенасса, тоже сбоку.
Ну так почему их все-таки две? Правильный ответ: в малую кенассу караимы ходили в обычные дни, а большую открывали только по большим праздникам. Ну как у нас все вкусное оставляют на Новый год.
Дюрбе Джанике-Ханым. Кто такая - толком неизвестно, предположительно, дочка хана Тохтамыша. Экскурсоводы рассказывают про нее всякие душещипательные легенды, но не надо быть историком, чтобы заметить их, так сказать, внутреннюю чушесть. То Джанике, когда враги осадили город, собственноручно носила ведра с водой, это ханова-то дочка. То она полюбила прекрасного юношу, но он был христианин, и они не могли быть вместе - вроде в ислам так сложно перейти, да еще ради удачной партии и большой любви. То еще какую-нибудь ерунду сочинят того же пошиба.
Зато точно известно, что верх передней арки к дюрбе приделали к высочайшему посещению Чуфут-Кале императором Александром Вторым Освободителем.
А это вид на ту самую пропасть, воспетую Мицкевичем.
Мирза! А ведь я в эту щель заглянул и — дрожу!
Я видел там… Что я там видел — за гробом скажу;
Земным языком и не выразишь: слов не достанет.
Как по мне - самые обычные крымские куэсты. Красиво, но чтобы вот прямо земным языком не выразить ужас этих глубин...
Конечно, если туда свалиться, то разобьешься или покалечишься. Будет очень больно, причем больнее всего от мысли, что ты вообще ухитрился упасть с этой не слишком-то и высокой скалы.
|
</> |