Царские черевички
picturehistory — 20.11.2020 Кто из людей советского поколения не помнит, как кузнец Вакула добывал для своей возлюбленной Оксаны царские черевички в фильме Александра Роу «Ночь перед Рождеством»? Фильм снимали по повести Н.В. Гоголя "Вечера на хуторе близ Диканьки". Вышел он на экраны в 1961-го году.Афиша фильма "Ночь перед рождеством".
Обратите внимание, кроме главных героев афиша представляет те самые туфельки, что носила сама царица и со своего плеча с царственных ножек пожаловала Вакуле.
Кадр из фильма "Вечера на хуторе близ Диканьки"
Не будем обсуждать фасон бутафорских туфелек. Посмотрим на подлинные экземпляры царской обуви, хранящейся в коллекции Оружейной палаты.
Бархатные сапожки с жемчугом
Древнейшая женская обувь на основной экспозиции царской сокровищницы представлена бархатным сапожком XVII века, полностью расшитым жемчугом.
Женский сапожок XVII века. Фото с сайта музея-заповедника Московский Кремль
По снимку трудно судить о модели сапожка. Но поверьте очевидцу, что при одном взгляде на такую обувь мне становится не по себе. Колодка сделана из дерева, подошва не гнущаяся. Если натянуть сапожок, то ступать придётся исключительно на цыпочках.
Мнение о неудобстве подобных черевичек разделяла и его владелица. Сапожок совершенно не изношен. Кроме того, жемчуг с отделки спороли и, по видимому, использовали в другом наряде. Сапожок нашли в кремлёвских кладовых в единственном экземпляре. Жемчужное шитьё восстановлено по старому рисунку. На бархатной ткани остались следы иглы и вмятины от жемчужных зёрен. Вот по такому ненадёжному источнику реставраторы и восстановили подлинное драгоценное украшение.
Ботфорты Петра Великого
Сапоги Петра I - это один из самых ярких экспонатов музея. Дело в том, что на экспозиции они выглядят как сапоги сказочного великана. Они очень высокие с широченными голенищами.
Сапоги Петра I. Из коллекции ГОП
На самом деле размер петровских сапог скорее женский, чем мужской - 38-ой. При всём своём двухметровом росте Пётр был узкоплечий, размер ноги совсем маленький.
Особенность этих сапог не столько в том, что они грели царские ноги. Это ещё и дело царских рук. Да, да, Пётр Алексеевич стачал свою обувку своими собственными монаршими руками. Надевал он их на меховые (из кроличьего меха) носки. При основании новой столицы, которая возведена на болоте, такие ботфорты служили замечательным подспорьем царю-строителю.
Туфли Екатерины I
Коллекцию женской обуви XVIII века представляют изящные туфельки на каблучке без задника. В них в Успенском соборе Московского Кремля в 1724 году короновали первую в истории России императрицу Екатерину Алексеевну (Марту Скавронскую), вторую жену Петра I.
Царские черевички
Чтобы туфельки были видны, коронационное платье новоявленной императрицы подшили немного выше пола. Они выполнены в цвет вишнёвому коронационному платью. В коллекции музея так вместе и демонстрируются.
Коронационный костюм Екатерины I
Туфельки Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны не сохранилось. Обувное искусство второй половины века дворцовых переворотов представлено туфлями матушки Екатерины.
Туфли Екатерины II
К сожалению, в Оружейной палате нет особой витрины с царскими туфлями. Отдельно демонстрируются только сапоги Петра и сапожок XVII века. Все остальные туфли императриц представлены вместе с их коронационными платьями. Наряд Екатерины II - не исключение. Туфли можно рассмотреть на небольшом постаменте рядом с коронационным платьем четвёртой российской императрицы.
Коронационный костюм Екатерины II
Но благодаря сайту музея-заповедника Московский Кремль мы можем рассмотреть туфельки поближе.
Туфли Екатерины II. "В оных башмаках Величество изволили короноваться 2 ноября 1762 г."
Выглядят они несколько удобнее, чем сапожок XVII века. Та же проблема - негнущаяся подошва. Честное слово, не завидуем императрице, которой пришлось на них стоять во время многочасовой коронационной церемонии. Кстати у них всего лишь 33-й размер, зато сделаны они из драгоценной серебряной парчи. Той самой, что пошла на коронационное платье государыни.
Туфли русских императриц XIX века
Женская обувь XIX века выглядит много удобнее той, что носили столетием ранее. Почему? Дамы отказались от неудобного каблука. Туфли всё так же шили из серебряной парчи, но по удобной мерке с низеньким каблучком. Теперь изнурительный приём и долгие церемонии не были страшны государыням. Отдельной фотографии туфелек Марии Алексеевны, супруги императора Александра II, нет. На представленном снимке их трудно рассмотреть.
Коронационное платье Марии Алексеевны
Особенность этой пары состоит в том, что в них нет различия правая-левая нога. Они совершенно одинаковы. Но отсутствие каблука делает их вполне носибильными.
Единственная пара обуви из коллекции Оружейной палаты, которую надела бы современная женщина и побежала по своим делам - это изящные лодочки, принадлежавшие последней русской императрице Александре Фёдоровне.
Туфли Александры Фёдоровны
Совсем небольшой каблучок, модель с несколько удлинённым носком, серебряная вышивка делают туфельки шедевром обувного искусства.
См.также:
Как снимали "Вечера на хуторе близ Диканьки"
Обувь средневековых дам
Свадьба на Руси. Зачем к постели молодых бегал шафер и для чего производилась опись приданого?
Как Жереми Позье стал любимым ювелиром трёх императриц и создал главную реликвию Романовых
Как на Руси жемчуг добывали и одежду им украшали
|
</> |