C ПРАЗДНИКОМ ! УРА! Слава БОГИНЕ ЛЮБВИ ЛЕЛЕ! СЛАВА БОГАМ И ПРЕДКАМ НАША!

День Лели Небесной – древнерусский праздник Лельник
Древний
русский и общеславянский праздник Лельник (Ляльник) посвящён одной
из наших великих прапрабабушек – богине любви Леле. Она – дочь
богини Лады и бога Сварога (Господа). Время существования
божественной четы – мезолит (примерно 7-е тыс. до н.э.). Место –
Древнейшая Русь: Московская, Рязанская, Ярославская, Тверская и др.
области Центральной России. В 7-м тыс. до н.э. Русь была густо
населена (см. «Динамика памятников Русской равнины: количественный
подход»).
В Лельник изготавливают лялемье (обрядовые печенья), производят обряд выпекания женской доли. Девушки ходят в священную рощу – испрашивают себе суженого и детородной силы. Днём – игры Перуна.
Лельник единственный день в году, когда женщина, у которой нет детей, может обрести детородную силу, ибо на Девичник призывается сама Берегиня беременности – Леля.
В Ляльник мужчины всячески чествуют Женщин. И единственным приношением древнерусской прародительнице – богине любви Леле являются цветы.
Именами матери Богини Лады и её дочери Богини Лели названы многие места на Руси. Напомним, Леля – богиня девичей любви; Жива – богиня жизни; Мара – богиня смерти (основа христианского культа).
- река Лада (Россия, Псковская область), река Лада (Латвия), река Лада (Польша), река Бяла Лада (Польша) ● село Лада (Россия, республика Мордовия), посёлок Лада (Румыния), река Лада (Латвия), посёлок Борова-Лада (Чехия).
- река Ляля (Россия, Пермский край), река Ляля (Россия, Свердловская область), река Полуденная Ляля (Россия, Пермский край) ● посёлок Старая Ляля (Россия, Свердловская область, Новолялинский район), село Ляля-Титово (Россия, Свердловская область, Новолялинский район).
- река Лель (Россия, Пермский край), реки Асыввыв-Лель, Улыс-Лель, Катыд-Лель и Войвыв-Лель (Россия, Пермский край) ● село Лель (Россия, республика Коми), село Лель (Россия, Пермский край), посёлок Лель (Россия, Чукотский автономный округ, Билибинский район), село Верх-Лель (Россия, Пермский край).
От
имени Лады есть много производных: Ладовать (Волынь) – славить
свадьбу; Ладковать (Рязань, Тула) – сватать; Лады (Калуга) –
помолвка; Ладины (Осташков) – сговор; Ладканя (Зап. Украина) –
свадебная песня; Ладованье – пение весенних песен; Ладовицы –
исполнительницы весенних песен; Ладованье – песни на юрьев день;
Ладуванье (Болгария) – гадание о женихе; Ладино хорб (Болгария) –
весенние хороводы; Ладино коло (Болгария) – весенние хороводы.
Анонимный русский автор 17-го в., сочинение которого использовал Гизель, прямо называет Ладу матерью Леля и Полеля. Существует древнерусское обращение к матери Ладе, связанное с обрядом закликания весны: Благослови, Ладо-мати, весну закликати!
Обряд наблюдался у украинцев и белорусов юго-западного края России. Проводился он в канун Ярилина дня, 22 апреля; эти дни назывались «красной горкой». Во время раскопок в с. Гочеве Курской обл. в 1939 г. мне и другим участникам экспедиции довелось видеть, как «играли Лелю». Точный день предстоящего игрища заранее не был известен; о нем узнали только накануне. Под вечер на большой площади собралось несколько десятков старух, женщин и девушек (включая подростков) в особых, хранимых для этого случая, белых одеждах. Они все образовали огромный, очень торжественный хоровод и, подняв руки к небу и медленно притоптывая, двигались по кругу. При этом пелись свадебные песни. Мужчин вокруг хоровода не было даже в качестве зрителей. Календарю это празднество не совпадало с весенним циклом (июль) и, очевидно, соответствовало по смыслу проводам Лели.
Девичий праздник назывался «Ляльник». Девушки выбирали из своей среды самую красивую, и она исполняла роль Ляли. Для Ляли изготавливалась особая дерновая скамья, которая, очевидно, должна была символизировать землю с начавшей прорастать растительностью. На середину скамьи садилась увенчанная венком Ляля, а по сторонам от нее на скамью укладывались приношения: по одну сторону – хлеб, а по другую – кувшин с молоком, сыр, масло, яйца и сметана. У ног Ляли лежали сплетенные венки. Девушки водили хоровод вокруг торжественно восседавшей Ляли, прославляя ее как кормилицу и подательницу урожая. По окончании хороводной пляски и пения Ляля наделяла девушек венками. Этот весенний праздник с угощением Ляли продуктами земледелия и скотоводства, связанными с растительной вегетативной силой (хлеб и молочное), проводился накануне другого очень важного празднества славян – первого выгона скота в поле, обставленного множеством заклинательных обрядов, знаменитого Ярилина дня 23 апреля.
Если перед древней масленицей, когда в природе устанавливалось весеннее равноденствие и солнце побеждало зиму, люди «закликали весну», приглашали ее, то в ярилины дни, когда уже появлялась первая трава, когда распускались деревья, можно было уже праздновать приход весны, ее ощутимое присутствие.
Леля в памяти русов так и осталась олицетворением девичей чистоты, непорочность, любви и нежности.
21 апреля – древнерусский праздник Лельник