Бюджеты затягивают пояса

топ 100 блогов zhu_s19.07.2010

Обнародованные недавно Минфином данные по исполнению федерального бюджета за полгода разительно отличаются и от прошлогодних, и от наметок на текущий год. В июне бюджет, по сути, впервые с октября 2008 года сведен с профицитом (если не принимать во внимание сезонные январские профициты, когда Минфин расходует очень мало). И хотя результат одного отдельного месяца сам по себе еще не показателен, значительно меньше планировавшегося оказался и дефицит федерального бюджета за полугодие в целом. Превышение расходов Центра над его доходами, да и то складывающееся в основном в результате огромных перечислений в Пенсионный фонд, составило лишь 2.1% ВВП. Это значительно меньше, чем прописано законом о бюджете на год (6.8% ВВП). И даже с учетом поправки на сезонность, на традиционные бюджетные выплаты в конце года, дефицит оказывается в пределах 3%ВВП.

Бюджеты затягивают пояса

Какого-то радикального отставания от графика финансирования, в отличие от прошлых лет, на этот раз нет. За 6 месяцев профинансировано 45 с лишним процентов расходов, назначенных на год, и традиционного «бюджетного навеса» к концу года на этот раз не скапливается. Минфин с упреждением перечисляет деньги во внебюджетные фонды и региональные бюджеты, освобождая себе тем самым пространство для маневра в последние месяцы года, когда предстоит массовое закрытие бюджетных контрактов.

Заметно выросли против прошлогодних и доходы бюджетов всех уровней, что привело к профициту бюджетной системы в целом. Пока доступны данные Федерального казначейства по итогам 5 месяцев, и в них консолидированный профицит бюджетной системы составил 289.4 млрд. руб. или примерно 1.7% ВВП. Доходам в 36.9%ВВП противостояли расходы в 35.2%, без учета межбюджетных трансфертов. Субфедеральные бюджеты (субъектов федерации и муниципалитетов) в целом оказались сбалансированы, даже без учета трансфертов из центра. Правда, это не означает, что по итогам года профицит бюджетов территорий сохранится, поскольку регионы накапливают неиспользованные остатки бюджетных средств, которые в той или мере будут пущены в дело в течение года. Тем не менее и в субфедеральных бюджетах, куда нефтегазовые доходы напрямую не практические не попадают, ситуация радикально отличается от прошлогодней. Единственным дотационным звеном в бюджетной системе остаются внебюджетные фонды, прежде всего Пенсионный, расходы которого в нынешнем году резко выросли.

Откуда деньги?

В чем же причина произошедшего «финансового чуда»? С федеральным бюджетом все более-менее ясно. Тут причина снижения дефицита - в нефтегазовых доходах, выросших против аналогичного 6-месячного периода прошлого года более чем на 70%. Поэтому, несмотря на то, что часть бывших доходов Центра в этом году перераспределена в другие уровни системы (в частности, окончательно ушел во внебюджетные фонды бывший единый социальный налог, а налог на прибыль почти полностью остается в бюджетах субъектов федерации) дефицит невелик. Перераспределение налогов от федерального бюджета к региональным и внебюджетным фондам сделало распределение доходов более равномерным, хотя, из-за радикального улучшения пенсионного обеспечения в этом году, не устранило, и даже не уменьшило дотационность Пенсионного фонда. Тем не менее, собственные доходы внебюджетных фондов выросли на 47% к уровню прошлого года, а бюджетов субфедерального уровня – на 17%.

Бюджеты затягивают пояса

А что стало причиной преодоления бюджетного кризиса в регионах? Субфедеральные бюджеты поправили свое финансовое положение, прежде всего за счет роста прибыли, доля налога на которую в их доходах поднялась с прошлогодних 26 до 33%. Ну и немножко - за счет пива, акциз на который в ходе прошлогодней кампании по борьбе с пьянством удалось поднять в 2.5 раза, ну и прочей горячительной продукции, где правда, успехи чуть меньше. Причем все «выпитое» остается на местах, а не уходит в центр, в отличие, скажем, от НДС. Так что употребление спиртного является действенной формой выравнивания бюджетной обеспеченности регионов. Правда, роль акциза в доходах территорий не велика, всего 6%, в прошлом году было 5, и более чем наполовину они складываются из налогов на бензин и прочие ГСМ. Так что догнать по доходам московский бюджет путем интенсивного питья где-нибудь в отдаленной провинции все-таки не получится.

Хотя стремление такое – улучшить собственные источники доходов регионов - у Минфина есть. Отсюда и проект поднять минимальную цену водки до 200 руб., чтобы жители субъектов федерации смогли «напить» себе на достойную охрану здоровья и прочее. А также и поднять налог на недвижимость, который составляет основной источник доходов бюджетов муниципалитетов. Все это, наверное, здорово по экономическим соображениям, но никуда не годится по этическим. Про красоту «пьяного» бюджета вряд ли надо долго распинаться. Налоговая демотивация иметь недвижимость в России, а тратить деньги на блядей где-нибудь за границей, также с трудом поддается рациональному обоснованию. Возможно, выход состоит во введении регионального налога с продаж с некоторым сокращением «федерального» НДС (по образцу США, где вовсе нет НДС, а есть только «штатный» налог с продаж, у нас такой налог уже дважды вводили и затем отменяли) и подборе их оптимального сочетания.

Бюджеты затягивают пояса

«Я теперь скупее стал…»

Еще одно обстоятельство, поправившие бюджетные дела – заметное сдерживание расходов государства. Всех - кроме пенсий и пособий, выросших к прошлому году почти на 40%, и почти тех же 40% в общих государственных расходах достигших. В остальном государство ужалось. Особенно сократились, в том числе и по номиналу, расходы на экономику. Если в прошлом году от денег правительства, напуганного кризисом и вооруженного указаниями Кейнса, довольно трудно было увернуться любому желающему, то в этом - раздачи прекратились. Сжались, в реальном выражении, и все остальные расходы, кроме военных. Особенно крепко затянуть пояса пришлось финансируемым на региональном уровне здравоохранению, ЖКХ и лишь чуть меньше – образованию.

Так что нынешнее повышение бюджетной сбалансированности на уровне территорий – в определенной мере результат прошлогоднего кризиса. Ведь на самом деле дефицит бюджета на уровне субъекта федерации не обязательно сигнализирует о наличии там финансовых проблем. В прошлом, как правило, самые большие дефициты имели самые сильные с финансовой точки зрения регионы, имеющие бюджетную обеспеченность выше среднероссийской, такие как Москва, Санкт-Петербург, Татарстан, то есть регионы-доноры.

Причина - в доступности заимствований для таких регионов, которые имели возможность таким образом финансировать те или иные инвестиционные проекты. И наоборот, регионы, не имеющие достаточной налоговой базы, имели либо небольшой дефицит, покрываемый трансфертами из Центра, либо должны были принимать сбалансированные бюджеты. Так что общее улучшение бюджетной сбалансированности – еще и результат «обрубания» инвестиционных программ, отражающего резко ухудшившуюся в прошлом году доступность банковских кредитов.

Определенную роль в переводе региональных бюджетов на «кредитную диету» сыграл и Минфин, который в условиях кризиса ужесточил контроль бюджетных обязательств по долгам перед банками, включая и контроль за обязательствами региональных предприятий, которые осуществляют заимствования. Предельная планка дефицита на 2010 год была установлена в процентах от налоговых и неналоговых доходов бюджета и составила 15 процентов для субъекта федерации и 10 - для муниципалитета. Правда, это не исключало ситуации, когда регионы могли в бюджетных планах раздуть расходы, опираясь на завышенный план будущих доходов. Но пока что практика показывает, что этого раздувания – по крайней мере, в сколько-нибудь массовом порядке, не происходило, и территории достаточно взвешенно подошли к планированию своих расходов.

Единственное, о чем, наверное, приходится сожалеть, что «секвестру» в итоге подверглись именно те расходы, которые финансируются на уровне территорий. А это – дорожное строительство, коммуналка, здравоохранение, положение с финансированием которых и так трудно было назвать особенно блестящим. Ну, а плюс в том, что ничего похожего на «дефолт» по обязательствам региональных бюджетов, о риске которых много говорили год назад, мы в этом сезоне не наблюдаем.

Следствия

Достижение сбалансированности консолидированного бюджета, наряду с сокращением интервенций ЦБ на валютном рынке, кладет конец политике «количественного ослабления», которая была существенным каналом поставки денег в российскую экономику в последние несколько лет, и основным – на протяжении последнего, послекризисного года. Каким образом мы будем «печатать» рубли дальше, и не ждет ли нас кризис, из-за нехватки денег? Об этом – в следующей записи.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
"Последний круг! Осталось только накатить перед финишем!" - истеричная реклама пива голосом Дмитрия Губерниева (или похожим до смешения) прямо посреди трансляции биатлона - вот и вся суть их Национальных проектов "Здоровье" "Демография" и "Духовность". Помните, были такие? А ж с Большой Бу ...
А расскажите про свои мечталки? Я вот конкретно сейчас оч хочу четыре лака купить но не знаю куды бечь, отчего скупаю все соседнее) 1. Салатовое желе из конкурса рбл. Похожее на американское стекло 30х на ногтях... Вот хочууу не могу! Мне кажется я ...
Невестка напекла по особому рецепту, а рецепт забыла, но очень хороши... постные, красивые... Второй блин мой...на воде тоже.. Едим уже с вареньем вишневым.... ...
На шестом десятке жизни узнал значение слова, которым пользовался лет с 5-6. Еще в детском садике, где все говорили на татарском, помню, самым страшным ругательством у нас были слова "чмо" и "чмошник". Когда учился в школе и училище, тоже так и не узнал значение этого слова. Не у кого был ...
Эти бл@дские эстеты пьют виски с колой. Из мелкой посуды. А правильно пить виски из пивной кружки с небольшим количеством льда. Уверяю вас, что так намного вкуснее. И с дивана меньше вставать нужно. Что экономит время для размышлений и формирования философских сентенций. Клубнику уже жр ...