Бутягин и "хорошие русские"
cangoose_si — 18.12.2025
История с задержанием археолога Бутягина (ещё с восьмидесятых
копавшего древний город Мирмекий в Крыму - сначала как
студент, потом как рядовой археолог, последние годы как
руководитель экспедиции) польскими властями по запросу Украины
вызвала неожиданную (казалось бы) реакцию - ураган протестов в
Фейсбуке против действий украинских властей со стороны самых,
казалось бы, проверенных "хороших русских", выплеснувшийся в
опопозиционные СМИ (и даже в статью о Бутягине в Русовике). К (это
очень чувствовалось) немалому недоумению украинцев, для которых это
было всего лишь "очередную русню хватанули, ничего особенного"На самом деле возмущение "хороших русских" очень понятно, если немножко представлять себе эту тусовку...
Во-первых - она страшно замкнута. Потомственная московская и питерская интеллигенция с минимальным количеством (с трудом и ценой безоговорочного принятия принятых в тусовочке "правил игры") вписавшихся аутсайдеров (типа понаехавшей из Тулы Кати Шульман или местных корреспондентов "Дождя" или "Новой" в российских миллионниках). Даже условные Леонид Волков (уроженец Еката) и Алексей Навальный ("гарнизонное быдло" из Подмосковья) туда уже не очень вписывались.
Во-вторых, бездонный снобизм - одна из основ мировоззрения этих людей. У кого в девяностые было про поезд, несущийся по России, для пассажиров которого все остальные россияне - всего лишь движущиеся картинки? Пелевин? Сорокин? Не помню... В любом случае, описание идеальное. Для этих людей все остальные (во всяком случае, все остальные жители постсоветского пространства) - некие "ожившие картинки", которых смешно даже считать "настоящими" людьми. Приписываемое Гайдару "не вписавшиеся в рыночек" - это оно самое. Какое им дело до аборигенов Выхино или Веселого Поселка (не говоря уж об Иркутске или Тюмени или Урюпинске), которые для них, по чудесному англоязычному выражению, not really real (то есть не "такие же люди, как они", а некие функции, приставки к нефтепроводам и магазинам, предназначенные для обслуживания комфорта тусовочки)?
В-третьих, это тусовка гуманитариев. Журналисты, выпускники педа, художники, архитекторы, историки, политологи и тому подобное. И вот тут важный момент. Для них "really real" однокашники по ВУЗам, даже не входящие в тусовку. И как раз Бутягин, при всей своей невовлеченности в политику (а то, по слухам, и "ватности"), для них "свой", "один из нас". Выпускник элитной испанской спецшколки Питера, потом истфака ЛГУ, поднявшийся от рядового "студента-копалы" до ответственного секретаря Археологической комиссии и членa Учёного совета Государственного Эрмитажа. Известный популяризатор науки. Куратор выставок. Медийщик. Для среднего гуманитария фигура из серии "три дня руку не мыть после рукопожатия, чтоб не смывать священные флюиды, от него исходящие", а уж если где-то у общих знакомых встретились и пообщались - долго этим хвастаться.
И вот такого человека хватают в Польше и грозятся выдать Украине. Не за какую-то пропутинскую политическую активность. За занятия той профессиональной деятельностью, которая и создала ему репутацию "человека, знакомство с которым есть предмет гордости". То есть вдруг жертвой "украинского способа" стал "один из нас". В тусовочке оказалось множество людей, для которых фраза "я/мы Бутягин" - похвальба в их собственных глазах по сравнению с их собственными "достижениями" (описываемыми фразой "сосать у куратора за малый прайс, и хорошо, если в переносном смысле"). И вдруг - перспектива украинского зиндана. Не для "даунбассов". Не для "крысчан". Не для жертв одесского пожара (над которым тусовочка дисциплинированно шутила по поводу "паленой ваты") Это всё было с "not really real существами", обзываемыми уничижительными прозвищами и политически неприятными. А тут вдруг - с "одним из нас".
При этом надо сказать, что репутация украинского общества и государства у этих снобов очень плохая. Рассказы о "революции гидности" и восхищение "свидомостью" да "соловьиной мовой" на публику - это способы заработка, а не убеждения. Убеждены же они в том, что это "тупые (но жестокие) селюки", "Верки Сердючки", со смешным шоканьем и колхозным "фрикативным Г", которых можно отправить на убой о ВС РФ примитивными мантрами. А украинская правоохранительная система, соответственно, воспринимается беспощадным, примитивным, насквозь коррумпированным бардаком, по сравнению с которым "путинские полицаи" - просто образец. Плюс убеждение, что "украинский способ" - это те садистские ужасы, описания которых они помнят из книг о петлюровцах, бандеровцах и Волынской резне. И тут "одного из нас, настоящих людей" могут бросить в этот "загон с кабанами-людоедами"
Подводя итоги - люди элементарно усрались от ужаса при мысли "за нами тоже могут прийти по украинскому способу". Класическое "некому будет нас защищать, когда/если за нами придут" по Нимёллеру. И бросились защищать Бутягина, руководствуясь квазирелигиозным "если я сейчас встану за него, карма это учтёт, если хохлы придут за мной"
Битиё определяет сознание.
|
|
</> |
Ravenclo – гармония стиля и производства поможет в создании уникального мерча
Уроки танцев...
Похороните меня за плинтусом
2 декабря Православная церковь отмечает день памяти священномученика Иоасафа
Выпуск №7 из #моиреки
Портрет инфанты Изабель де Бурбон
Мероприятия к 50-летию реставрации монархии в Испании
С леди так не обращаются / No Way to Treat a Lady, США, 1968
Жаркое лето 1941-го

