Бургундия, Нормандия, Шампань или Прованс.... (c)
olgina67 — 30.01.2023Исповедь фаворитки Александр Дюма
Необходимость отвоевания Кале стала ясна французам после борьбы за Булонь в 1544—1546 годах. По утверждению Брантома, план осады Кале был разработан адмиралом Колиньи (и здесь сплошной Дюма, какими детскими воспоминаниями отдается вся эта история!), который обследовал подступы к крепости в 1556 году. В 1557 году Генрих II поручил Франсуа де Гизу, принявшему 6 октября командование 50-тысячной армией, собранной после поражения под Сен-Кантеном, овладеть городом, и герцог немедленно начал подготовку. Кале был с трех сторон окружен обширными болотами, а побережье было покрыто «почти зыбучими» песками. Зимой море затопляло окрестности, оставляя только узкий проход к городу, защищаемый двумя фортами. Английское командование, считавшее в это время года свою позицию неприступной, имело обыкновение с осени до весны сокращать гарнизон Кале до нескольких сот человек.
Герцог Неверский с 20 ротами швейцарцев, таким же количеством немцев, 15 ротами французов и несколькими орудиями сделал вид, что направляется к Люксембургу и Арлону, с намерением потеснить испанцев, а сам де Гиз выдвинулся в сторону Сен-Кантена, Ама и Ле-Катле, создавая впечатление действия на вражеских коммуникациях. Основные силы собирались в районе Абвиля. Полностью скрыть концентрацию войск было невозможно, и 12 декабря губернатор Нового Эдена сообщал Эммануэлю Филиберту о скоплении под Абвилем 2000 швейцарцев, 1000 ландскнехтов, 30 французских отрядов, 500—600 пистолетчиков и нескольких ордонансовых рот, а также о прибытии в Булонь маршала Строцци с солдатами из Италии, и доставке в Монтрёй артиллерии. Испанцы, в том числе губернатор Артуа Бюньикур, предполагали, что войска собираются для атаки Эдена или Ранти, и губернатор Кале Томас Уэнтворт придерживался того же мнения.
Кале представлял собой четырёхугольник, вытянутый с запада на восток, и окруженный мощной стеной с башнями на небольшом расстоянии друг от друга. Крепостных ворот было четыре: Уотергейт («Водяные ворота») и Лантергейт на северной стороне, к морю; Милкгейт («Молочные») на востоке, и Булленгейт («Булонские») на юге. Укрепления были модернизированы при Генрихе VIII и Эдуарде VI, в особенности, старые угловые башни (Бошан на северо-востоке, Девелин на юго-востоке, Угловая (Корнер Тауэр) на юго-западе). Эти башни были превращены в треугольные бастионы, прикрытые рвами.
В северо-западном углу возвышался массивный квадратный замок Филиппа Юрпеля с шестью башнями по сторонам и донжоном на западе. Он был отделен от города широким рвом. Город был окружен широкими рвами. Их контрэскарп усиливали замок и большая круглая башня, связанная куртиной с западным краем набережной. Свойства местности давали дополнительное преимущество. Река Ам, служившая портом, преграждала подход с запада. Прибрежные дюны окружали крепость Рисбан, защищавшую порт.
Между Кале и Сангаттом почва была болотистой, так же, как на юге и востоке. Единственным проходом было шоссе из Сангатта к мосту Ньёле, которое защищала сильная крепость. Шлюзы позволяли в случае надобности затопить побережье. При наличии достаточного гарнизона и энергичного командующего Кале был бы почти неприступен.
Взятие Кале было крупным успехом французов, закончивших 500-летнюю борьбу с англичанами, полностью изгнав захватчиков со своей территории. Для правительства Марии Тюдор это был тяжелый удар. Общественное мнение могло объяснить стремительное падение неприступной крепости только одной причиной — изменой. Считается, что командному составу Кале: лорду Уэнтворту, контролеру Эдварду Гримстону, капитану замка Ралфу Чемберлену, капитану Ньёле Николасу Александеру и капитану Рисбана Джону Харлстону повезло оказаться в плену во Франции, ибо в противном случае им бы пришлось заплатить жизнью за поражение. Даже среди рядовых солдат и младших офицеров многие были брошены в тюрьму и предстали перед трибуналами. <.........................>
Кстати и Юлий Цезарь начал свои две кампании в 55 и 54 г. до н.э. в Великобританию из Порта Итиуса, немного юго-западнее сегодняшнего Кале.
Старинный портовый город Кале во Франции раскинулся у пролива Па-де-Кале, на живописном Опаловом берегу, всего в 35 км от Великобритании, с которой город связан через тоннель под Ла-Маншем. Кале, принадлежавший графствам Булонь и Фландрия, вероятно, произошел от рыбацкой деревушки под названием Петрресс, которая упоминается в документе в 938 году и была передана в том же году как Пертиненц фон Марк фламандским графом Арнульфом I аббатству Сент-Луис. -Бертин. История Кале начинается в XIII в., когда граф Булони Филипп Юрпель возвел на месте рыбацкой деревушки мощную крепость. Благодаря подчинению Англии норманнам (1066 г.) и развитию торговли сукном во Фландрии Кале превращался во все более важный порт и торговый центр. Матфей Эльзасский основал город Кале в 1173 году, в экономике которого в то время преобладала ловля сельди. С 1347 по 1558 г. Кале находился под властью англичан, в конце XVI в. его захватили испанцы, и в 1598 г. он был возвращен Франции. Все исторические вехи нашли отражение в уникальных памятниках и культурном наследии этого замечательного города.
С конца 12 века Кале заменил близлежащий Виссант в качестве паромного порта для торговли (особенно шерстью) между Англией и Фландрией. В 1190-х годах купцы из Кале смогли получить привилегию освобождения от пошлин во всех английских портах, что впоследствии подтверждалось все чаще. Когда Кале отделился от Марка, гильдия его купцов добилась признания в 1210 году. Тем временем город и вся Южная Фландрия, стал собственностью французской короны и входил в состав Артуа, пока не был завоеван англичанами (1347 г.).
.
Парк, расположенный напротив ратуши, представляет собой тихую лесистую и зеленую зону в центре города. Дорожки там затенены. Лучи солнца деликатно пронзают ветви иногда столетних деревьев, составляющих своеобразие этого сада. Для самых любопытных в парке находится аквариум Кале и Музей памяти, посвященный войне 39-45 годов, расположенный в блокпосте, который служил командным пунктом для немецкого флота. Панели, оснащенные QR-кодами, также позволяют в увлекательной игровой форме приблизиться к природе и узнать больше о деревьях, присутствующих в этом парке. Открытый в 1863 году во время Второй империи, парк Сен-Пьер получил свое название от бывшего города, который был объединен с Кале в 1885 году.
Памятник погибшим 1870 года, или Памятник детям Кале, или Памятник капитану Дютертру. «Вершину обелиска, открытого в июле 1904 года в честь детей Кале, погибших за Францию — солдат, павших в 1870–1871 годах в Кочинчине, Тонкине и Мадагаскаре, — занимает Слава, венчающая погибшего капитана Дютертра, в Сиди-Брахиме в 1845 году». Внизу впереди аллегория Доблести. Рельефы по бокам представляют Обязанности и Гуманизм.
Большинство людей оказываются в Кале по пути из Англии во Францию или наоборот, не так уж много туристов приезжает сюда с намерением осмотреть сам город. Кале вряд ли можно назвать самым красивым местом во Франции, но и здесь найдется немало интересного для осмотра, а его башни, построенные несколько веков назад, чтобы защитить город от нападений, даже внесены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Главной гордостью Кале является здание мэрии. Именно сюда мы и приехали совершенно неожиданно, ткнув пальцем в некую точку на карте.
Эта красивая ратуша из кирпича и камня расположена в красивом зеленом сквере на Площади Неизвестного солдата (Place du Soldat Inconnu). Разработанная в стиле фламандского ренессанса под влиянием Тюдоров архитектором Луи Дебрувером, она был построена на границе между первоначальным городом Кале и городом Сен-Пьер, чтобы отметить слияние двух общин. Хотя строительство началось в 1911 году, ратуша не была завершена до 1925 года из-за повреждений, полученных во время Первой мировой войны. Она также была повреждеан во время Второй мировой войны. Внутри витраж освещает лестницу и напоминает об отступлении англичан.
Колокольня, которая принадлежит ратуше, имеет лифт и предлагает панорамный вид на весь город и его окрестности с высоты 74 метров. Это одна из колоколен в Бельгии, северной Франции и Пикардии, признанная ЮНЕСКО объектом Всемирного наследия.
Естественно сейчас все закрыто. Даже башня с мэрией уходят на заслуженные каникулы.
.
Колокольня с часами ратуши Кале была построена между 1911 и 1923 годами и представляет собой квадратную башню из красного кирпича, кортрейка и белого камня, расположенную в конце северного фасада здания.
Вершина шпиля колокольни снабжена множеством зубцов и покрыта сланцами. В верхней части расположены четыре желтых циферблата, все они выровнены по сторонам света. Эти циферблаты поддерживаются скобами с вырезанной головой льва.
.
В Средние века часы были неотъемлемой частью общественной жизни. Контроль над временем давал огромную силу, а башня с часами, символ независимости города, была идеальной поддержкой.
Самые богатые города не пожалели средств, чтобы украсить свою колокольню величественными циферблатами, что подтверждает всем их могущество и богатство. Выше четыре золотых рыцаря, расставляющих стороны света. <.....................> Рыцарь символизирует герцога Франсуа де Гиза, освободившего Кале от англичан. Шпиль беффруа увенчан флюгером в виде дракона. Трехэтажное здание мэрии соединяется с башней 116 ступенями в районе часов, а если вам захочется подняться еще выше, то к вашим услугам еще 100 ступеней!
.
С 1961 года существует электронный карильон, который каждый час играет Жантиль Аннетт ван Буальдье. Карильон —музыкальный инструмент, состоящий из закреплённых колоколов, языки которых приводятся в движение с помощью клавиатуры.
Слово «карильон» происходит от французского слова carillon - «трезвон, перезвон» из ст.-франц. quarrillon (quarregnon), букв. - «звон четырех (колоколов)» от латинского quattuor «четыре» или quadrinio, quaternion – четвёрка. Родиной карильона считается город Малин во Фландрии (ныне это Мехелен в Бельгии). Здесь, в Средневековье, изобрели удивительный сплав для литья колоколов, звон которых отличался особой красотой. Вероятно, именно от города Малин и происходит понятие «малиновый звон» - в России в XVIII веке так называли мелодичное, переливающееся звучание колоколов.
Первоначально карильоны играли в католических храмах Европы, а искусство игры на карильоне относилось к числу уважаемых и передавалось по наследству. В православных звонницах колокола выстраиваются так, чтобы каждый следующий был в два раза больше предыдущего. В католических карильонах число колоколов не менее 23-х, они подбираются как ноты у фортепиано. На колоколах играют с помощью клавиатуры, представляющей собой набор рычагов, по которым ударяют кулаками, а также педальной клавиатуры. Проволочными тягами рычаги связаны с языками колоколов, позволяя исполнителю менять громкость звука в зависимости от силы, приложенной к клавише.
Кроме этого, ратуша Кале также известна как место бракосочетания первого президента Пятой Республики Шарля де Голля с будущей первой леди Франции Ивонн Вандру. Парадная лестница, ведущая в зал, где был заключен этот брак, украшена витражными картинами с изображенными сценами из истории Кале. Витражи были изготовлены в Бордо, а основным сюжетом стало освобождение Кале от гнета англичан в середине XVI столетия.
О скульптурах, украшающих здание ратуши и его гаргульях не нашла опять ничего, а забавные и те и другие.
Расширяя свою экспансию, войска английского короля ведут многомесячную осадку французского города Кале, но жители укрепленного города активно противостоят натиску Эдуарда III почти в течение года. Сознавая безуспешность предприятия, но не желая «потерять лицо», Эдуард готов помиловать город и его жителей, но при условии выдачи шестерых заложников из числа именитых и богатых горожан. Губернатор города в 1347 году, посоветовавшись с горожанами, пошел на этот беспрецедентный шаг, потому что нашлись смельчаки, готовые пожертвовать себя «на заклание» ради жизни и свободы остальных. Первым из этих патриотов был Эсташ де Сен-Пьер, который своим подвигом дал пример жертвенности и этим вошел в историю веков не только города Кале, но и всей Франции. Ключи от города были вынесены победителям, причем за ворота вышло ровно столько мужчин, сколько было затребовано, и вышли они босыми и связанными веревками. В те времена Короли «отвечали за базар», и Эдуард был готов помиловать граждан Кале, принеся в жертву только шестерых. Однако тут вмешалась женщина, вернее британская Королева Филиппа Геннегау (де Авен), которая прониклась мужеством французов и убедила мужа помиловать и их.
Не менее интересна история создания этого памятника, который мэрия Кале в 1885 году решила установить перед Ратушей через 500 лет после указанных трагических событий. В их представлении героем был Сен-Пьер, и именно его они хотели видеть на площади, но как Минина не было без Пожарского, так и здесь Родену, к которому обратились власти, было странно ставить памятник только одному из шестерых героев. Уже известный скульптор серьезно отнесся к проекту, прочитал историю события, и приступил к работе, мечтая доступными средствами донести до зрителей мужество, героизм и веление духа людей, готовых предать себя смерти за жизнь других в соответствии с библейскими нормами. Роден, не боявшийся ломать стереотипы, не обращая внимание на чье-либо мнение, решил весь акцент монумента сосредоточить на эмоциях героев, восходящих на свою Го