Буран. Воспоминания о будущем


15 ноября 1988 года состоялся первый и единственный полёт
ракетоплана "Буран" - многоразового космического корабля,
созданного для широкого круга космических задач, как гражданских,
так и оборонных. Абсолютной ошибкой будет считать его копией
американских шатлов, ведь "Буран" обладал собственной, уникальной
системой управления и в беспилотном режиме усилиями одного только
бортового компьютера мог контролировать полёт на всех промежутках,
от старта до посадки. Существовали у него и другие кардинальные
отличия от западного конкурента, но эти детали заинтересуют разве
что работников и энтузиастов космической отрасли. Важно другое.
Проект, на который ушли миллионы человеко-часов, закончился
бесславно: единственный побывавший в космосе советский ракетоплан
был разрушен, программу закрыли и все её наработки фактически
сгнили. Это был печальный итог, которого всеми силами следовало
избежать, но деятели девяностых так яростно делили советское
наследие, что между иллюзией сладкой жизни и перспективными
технологиями выбрали первое. И это очень важное предупреждение нам,
ныне живущим: история никогда не идёт по прямой. Скажу больше —
никто не может исключать того, что мы уже вошли в её самый крутой
поворот, выход из которого даже фантасты не смогут предсказать.
"Буран" опередил время и в 1988 году его просто не за чем было бы
использовать — но спустя десятилетия мировая космонавтика и
экономика вдруг оказались заинтересованы в многоразовой космической
технике. А советский ракетоплан к этому времени был потерян, как и
поколение его разработчиков.
Когда мы снова как нация, как страна, как группа людей, окажемся
перед выбором, важно помнить: результаты технического и
интеллектуального труда нельзя вычёркивать из повестки дня
сегодняшнего. И не важно, что станет предлогом, недостаток
финансирования или смена команды чиновников в ведомствах,
курирующих целые отрасли и отдельные учреждения... Всему придёт
время, всё будет востребовано. Забывать об этом — бесцеремонная и
наглая роскошь, непозволительная в XXI веке.
Спасибо всем, кто делал "Буран".
Спасибо всем, кто его запускал.
Спасибо всем, кто его не забыл